"Все в Автодор!" - этот, провозглашенный О. Бендером, лозунг вспомнился не случайно, ведь завтра будет отмечаться День работников дорожного хозяйства - профессиональный праздник тех, кто из года в год все свои силы прилагает к тому, чтобы у России хотя бы на одну беду стало меньше. Действительно, где, как не в Государственном учреждении по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (в просторечии - Мурманскавтодор), можно узнать о ситуации с дорожным хозяйством в крае. На вопросы корреспондента "МВ" ответил начальник Мурманскавтодора Александр ХОХЛОВ.

- Начну нашу беседу с самого актуального и приятного, - говорит Александр Алексеевич, - в преддверии профпраздника мы получили из Москвы подписанный министром транспорта Российской Федерации Игорем Левитиным приказ о награждении за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу одиннадцати лучших наших сотрудников. Не откажу себе в удовольствии перечислить их имена и фамилии.

Благодарность министра объявлена КУЗНЕЦОВУ Вячеславу Станиславовичу - генеральному директору ОАО "Дорожно-строительное управление № 3, СИНИЦКОМУ Николаю Владимировичу - главному инженеру Мончегорского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, СЕСЬКИНОЙ Татьяне Николаевне - инженеру Мурманского государственного проектно сметного предприятия, ОХАПКИНУ Александру Владимировичу - прорабу Никельского государственного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, РЕХАЧЕВОЙ Лилии Алексеевне - инженеру по подготовке производства Кандалакшского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, ПАНЕВОЙ Галине Григорьевне - инженеру Никельского государственного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, ВАВИЛОВУ Василию Ивановичу - машинисту буровой установки Кольского государственного мостового ремонтно-строительного предприятия, ПУСТЫНИНУ Юрию Васильевичу - машинисту смесительных установок Кольского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, БОЛЬШОВУ Владимиру Николаевичу - водителю автомобиля Никельского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия, ЛЕЖНИНУ Евгению Михайловичу - водителю автомобиля Кильдинского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия и дорожному рабочему Умбского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия Юрию Вениаминовичу ХОМЯКОВУ.

- Хотелось бы уточнить, Александр Алексеевич: в начале беседы вы сказали "наших сотрудников", а из последующего вашего монолога я понял, что удостоенные министерской благодарности работники трудятся в различных организациях...

- Произнося слово "наших" я имел в виду коллег-дорожников - тех людей, с которыми мы выполняем общую задачу - поддерживаем автодороги Мурманской области в надлежащем техническом состоянии, обеспечиваем по этим дорогам безопасное движение. Ясно, что, особенно в условиях рынка, одна-единственная организация просто не способна качественно справиться со столь масштабным объемом работ. Поэтому одиннадцать лет назад произошли изменения, в частности была проведена реорганизация. Мурманскавтодор ныне выполняет управленческие функции, выступая в роли заказчика необходимых работ. Подряды же на основании результатов объявляемых нами конкурсов выполняют многие предприятия различных форм собственности. Между прочим, мы работаем не только с земляками - например, проектные работы для нас уже выполняли фирмы из других регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, их деятельностью мы довольны.

- Я знаю, реорганизация коснулась и вопросов "подчиненности" мурманского участка автодороги Санкт-Петербург - Мурманск...

- Да, в начале 2004 года ее мурманский участок перешел в управление федеральной автомагистрали "Кола". Сама дорога при этом значительно "удлинилась", теперь она проходит от Питера через Мурманск, Печенгу и до государственной границы с Норвегией.

- Но управление трассой находится в Карелии. Удобно ли это?

- Для нас, безусловно, неудобно. Согласитесь, качественно следить за дорогой можно, лишь когда она находится "под боком". Губернатор Юрий Евдокимов уже поднимал вопрос о переподчинении мурманского участка трассы региону, но эта проблема еще требует урегулирования на уровне столицы.

- Кроме федеральной трассы в Мурманской области существуют и дороги территориального уровня. Известно, что значительные их участки сейчас находятся в стадии реконструкции и ремонта. Можно ли об этом подробнее?

- Да, дороги продолжают развиваться. Из-за недостатка финансовых средств эта работа ведется далеко не так быстро, как хотелось бы - на трассе Умба - Варзуга, например, ежегодно вводится всего-навсего по 10 километров дорожного покрытия, тем не менее дело не стоит. Также продолжается укладка "черного" покрытия на участках автодорог "Лотта" и "Салла", ведущих к международным пунктам пропуска.

- Недостаточность финансирования - беда, присущая, к сожалению, не только дорожному строительству. Можно ли назвать цифры - сколько денег выделяется, скажем, на сеть дорог территориального значения? И какова реальная потребность в этих деньгах?

- В год на проведение дорожных работ выделяется чуть больше одного миллиарда рублей. Этих средств хватает лишь на эксплуатацию дорог "по допустимому уровню содержания". Для приведения же автотрасс в соответствие с отечественными нормативами в течение года необходимо более пяти миллиардов.

- Что же тогда можно сказать о доведении качества региональных дорог до европейского уровня?

- Конечно, для этого необходимы очень большие деньги, ведь нужно менять не только покрытие, но и основание любой нашей дороги. При этом не могу не обратить внимание на следующий нюанс: при нынешней интенсивности движения автотранспорта платные дороги в нашем регионе никогда не окупятся. Поэтому не следует и мечтать о том, чтобы найти инвестора в их строительство, а значит, финансировать этот процесс, по крайней мере в течение ближайших десяти лет, должно государство. Повторюсь: финансировать в весьма значительном объеме.

- Стало быть, перспективы в этом смысле отнюдь не радужные?

- Видимо, я вас удивлю, но перспективы все же есть, и не самые отдаленные. "Наверху" наконец поняли, что нет другого варианта развития событий - и не только в нашем крае, но и по всей стране. Без хорошо развитой дорожной сети немыслимо развитие рынка и экономики в целом. В настоящее время бизнес на автоперевозках теряет до 30 процентов прибыли, это не годится никуда! Вы спрашиваете, как быть? Не так уж и сложно: если бизнесмены - пользователи дорог хотят вернуть себе эти 30 процентов, то есть значительно сэкономить, они должны приложить все усилия и всячески лоббировать проблемы дорожного строительства в органах власти.

Вот сейчас депутаты областной думы пытаются снизить ставку транспортного налога. Но налог этот ныне по области в год дает лишь около 150 миллионов рублей - мизерная часть того жалкого миллиарда, о котором я говорил. Мне кажется, такое отношение к проблеме просто непорядочно по отношению к дорожным службам - все хотят ездить быстро и с комфортом, но никто не желает за это платить.

Самые большие проблемы с финансированием наблюдались в начале этого века. Динамику положительных изменений можно видеть на основании данных по той же федеральной трассе "Кола": если в 2005 году на ней было отремонтировано всего лишь 10 километров покрытия, в этом году цифра выросла уже до 45 километров, а на следующий год планируется увеличить ее до 120 километров. При этом работы будут выполняться с применением прогрессивных технологий: в 2008 году, например, будут применяться так называемые установки-ремиксеры, позволяющие достичь значительной экономии.

- Что еще ждет нас в скором будущем?

- В следующем году должны начаться работы по строительству второй очереди мостового перехода через Кольский залив. Мост уже давно действует, но когда начнется строительство порта на левом берегу залива, ему уже трудно будет справиться с растущим потоком автотранспорта. Поэтому вторая очередь предусматривает возведение подъездных путей - от моста до Кольского проспекта, с развязками.

- Кстати, на эту тему. Уже давно ходят разговоры о том, чтобы сделать проезд по мосту платным...

- Возможно, такое решение будет принято. Если это случится, цена за проезд должна быть не больше реальной стоимости объезда по старому Туломскому мосту плюс - амортизационные отчисления.

- Александр Алексеевич, в завершение нашего диалога я предлагаю вернуться к завтрашнему празднику - Дню работников дорожного хозяйства.

- Возможно, это прозвучит несколько избито, но все же самое главное наше богатство - это люди. Сегодня в дорожной отрасли трудятся опытные, преданные своему делу и знающие все его тонкости "от и до" классные специалисты, на которых возложена задача обеспечить бесперебойное движение транспорта по дорогам Мурманской области при дефиците финансирования. Я хочу выразить огромную благодарность всем организациям - партнерам, подрядчикам Мурманскавтодора - за их самоотверженный труд. Невзирая ни на что, с работой они справляются на "пятерку", а в результате этого безопасность на дорогах всегда обеспечена. Посмотрите, как прекрасно справилось с задачей по ремонту асфальтобетонного покрытия улиц Мурманска кандалакшское ОАО "ДСУ-3"! И этот пример далеко не единственный... Я поздравляю всех дорожников области с профессиональным праздником, от души желаю им крепчайшего здоровья, новых трудовых успехов, семейного благополучия и всего самого-самого наилучшего!

Беседовал Олег КИРИЛЛОВ.