- Для нас наступят черные дни, если не сказать, месяцы, - говорили мне дачники из поселка Хибины, где я на побывала днях. - Если закроют с 1 ноября проезд сюда, мы можем лишиться своих домов, имущества.. Да, между прочим, и картошки, на которую затрачено столько сил!..

О ситуации, сложившейся под Апатитами, "Вестник" писал не раз. Однако напомним: Ростехнадзор потребовал закрыть проезд по дороге из города в поселок - во исполнение Федерального закона № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому документу территория АНОФ-2, в том числе хвостохранилища, относится именно к таким объектам, следовательно, и проезд по ним недопустим.

И получилось так, что закон вступил в противоречие с интересами жителей Апатитов и Кировска, чьи дачные участки находятся в районе поселка Хибины. Чтобы избежать конфликта, поначалу были предприняты временные меры. Летом и осенью дачникам дали возможность проезжать туда и обратно, хотя и только в дневное время. Окончательное решение вопроса отодвинули до 1 ноября. Предполагалось, что переговоры между городом и комбинатом продолжатся, чтобы общими усилиями найти приемлемый вариант, при котором бы не нарушались ни закон, ни интересы дачников. Однако до того момента, когда шлагбаум перекрыл дорогу, стороны так и не пришли ни к какому определенному решению. И не потому что проблема оказалась неподъемной - ею, похоже, просто серьезно никто не занимался. Не горит, мол, - и отложили вопрос до весны.

Но вот наступил "день Ч"... 1 ноября я позвонила директору по безопасности ОАО "Апатит" узнать, как обстоят дела. И выяснила, что худшие опасения владельцев дач оправдались.

- Мы просто обязаны выполнить федеральный закон и распоряжение Ростехнадзора, - сказал в разговоре Иван Щербина. - Для нас важно, чтобы на нашем производстве не было ЧП, и надеяться на авось мы не можем.

В общем, шлагбаум опустился. И теперь по дороге ни автомобилисту не проехать, ни пешему не пройти. Ну разве что по-пластунски и ночью - может, охрана и не заметит...

Меж тем у многих огородников в дачных "закромах" осталась картошка, которую в городских квартирах хранить просто негде. Под вопросом и будущий урожай: для посадочного материала нужны особые условия - влажность, температура. А без семенного картофеля, отобранного, тщательно сохраненного, не раз перебранного, новый сезон обойдется людям, среди которых немало пенсионеров, в копеечку. Ведь даже у ПОСВИРа в последний год цены взлетели, сказались дождливое лето и фитофтороз, которые повлияли на урожай.

Еще больше опасаются дачникии за сохранность опустевших домов. Если прежде люди время от времени в них наведывались, то теперь этой возможности лишены. Их попросту отрезали от своей собственности. А случись пожар, кражи в оставленных без присмотра домах, на кого жаловаться?

Со своими вопросами дачники, естественно, пошли к председателям садово-огороднических товариществ, в редакции газет, обращались и в администрации города и области. Однако ничего утешительного не услышали - только обещания.

Вот что говорит председатель СОТ "Урожай" Лариса Кудрявцева:

- В нашем товариществе 300 человек, в "Обогатителе" - около 200, в "Имандре" - 60, много людей в "Геологе". Большинство владеют землей долгие годы, немало среди нас и тех, кто когда-то жил на станции Хибины. Здесь находится кладбище, где похоронены наши родные. Около двух десятков пожилых людей живут в дачном поселке постоянно - по разным причинам. Есть и такие, у кого другого жилья просто нет. Куда им идти - в бомжи? Но тех в городе и так хватает.

И вторая проблема. Дачи на зиму большинству пришлось просто бросить. Но где гарантии, что их не займут лихие люди? Их-то никакой шлагбаум, никакие охранники не остановят! Не дай бог, вернуться летом на пепелище, в разгромленные дома... Кто их нам восстановит - комбинат, город? Как бы не так. А кто-нибудь задумывался, зачем люди выращивали картошку? Да потому что без нее при таких высоких ценах на продукты многим трудно прожить. Так и останется, по-видимому, наша картошка в погребах, если те, кому по должности предписано думать о нуждах людей, не озаботятся нашими проблемами уже сегодня, а не завтра. Почему городская власть, депутаты никаких мер не принимают, с нами не советуются?

А вот что сказал мне председатель автоклуба "Хибины" Алексей Коваленко:

- Закон о промбезопасности адресован предприятию "Апатит", а вовсе не дачнику. Поэтому, если фабрика находится на земле города, право на которую обременено сервитутом, то предприятие и должно позаботиться о безопасности людей, вынужденных - заметьте, не по своей воле, а в силу сложившихся опять же не по их вине обстоятельств - проезжать через опасные объекты. А у нас получается, что люди уже сегодня ущемлены в своих правах и нет никаких гарантий, что этого не будет и завтра. Пусть комбинат возводит хоть китайскую стену вокруг АНОФ-2, хвостохранилища, но предоставит свободный доступ дачникам к их собственности. К тому же, пока не будет сделана объездная дорога, могут возникнуть проблемы и у туристов. А вдруг кому-то понадобится спуститься с гор в районе АНОФ-2? Что тогда - ждать представителей милиции, чтобы утрясти вопрос пропуска их в город?.. В редакции нашей газеты "Автоклуб Хибины" есть копия свидетельства о праве собственности на землю под АНОФ-2. В нем четко прописано, что это право комбината обременяется сервитутом. Привожу дословно: "Собственник должен обеспечить и разрешить безвозмездное и беспрепятственное пользование гражданам и предприятиям города автомобильной дорогой Апатиты - Хибины, проходящей по территории участка". Вот с этим документом мы и пойдем в суд. Думаю, хибинские дачники нас поддержат.

Пока владельцы дач и участков волнуются, на ОАО "Апатит" ждут от города приемлемых вариантов, чтобы обсудить их с акционерами комбината. Без согласия последних денег не будет. Однако на комбинате понимают, что нельзя нагнетать социальную напряженность. На предприятии, кстати, тоже работает немало людей, имеющих сотки в поселке Хибины, и обижать "своих" дачников никому не хочется.

- Проблема не безысходна, - сказал в нашем разговоре директор по безопасности "Апатита" Иван Щербина. - Считаем, местные власти должны выйти на руководство комбината со своими предложениями. Тем более варианты есть. Существуют грунтовые, "лесные" дороги в объезд АНОФ-2. Их можно привести в порядок. Надо искать взаимовыгодные пути, а не ставить людей в безвыходную ситуацию.

На просьбу редакции дать свою оценку ситуации первый заместитель главы городской администрации Валерий Победоносцев прислал копию ответа жительнице Апатитов, в которой изложена позиция муниципалитета. Во-первых, там считают, что достаточно принять дополнительные меры для безопасного проезда по территории фабрики. Например, построить защитные сооружения - под галереями АНОФ-2 и в районе хвостохранилища: "Имеется практика строительства путепроводов под железнодорожными линиями и через них, а также - через тепловые и гидроэлектростанции."

А вот к идее привести в порядок одну из объездных дорог в мэрии, судя по ответу, относятся с прохладцей: "Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, она не занимается хозяйственной деятельностью и имеет право только исполнять городской бюджет (финансовые средства жителей города) в соответствии с принятым советом депутатов решением. Более того, проект бюджета в обязательном порядке должен обсуждаться населением на публичных слушаниях. Поэтому не факт, что жители будут согласны с предложением юристов ОАО "Апатит" строить дорогу за счет горожан при участии комбината".

Может ли такой ответ удовлетворить дачников? Конечно же, нет. Они восприняли его как попытку "перевести стрелки" с одного "лица" на другое. Люди хотят, чтобы их проблему не откладывали в долгий ящик, они готовы сесть за стол переговоров, где будут представители ОАО "Апатит", муниципалитета, депутаты, председатели садово-огороднических товариществ. И всем вместе порешать: как сделать доступным и безопасным проезд к заветным фазендам и набитым закромам. До них вроде бы и рукой подать - всего-то 18 километров... Близко, довольно близко выстраданная картошка... А не укусишь.

* * *

В Апатитах сегодня зарегистрировано 131 некоммерческое садоводческое объединение и 2 объединения огородников. В собственности апатитчан находится 680 гектаров земли. Основная культура - картофель, им занято 160 гектаров.

PS. Материал уже стоял в полосе, как раздался звонок из Апатитов. Одна из дачниц сообщила, что 6 ноября в администрации города намечено собрание по вопросу проезда в Хибины. И оно действительно состоялось, правда, без представителей ОАО "Апатиты", прокуратуры и Ростехнадзора. Зал был переполнен. Глава города попытался успокоить людей, объявив, что проезд временно, до весны, будет разрешен в специально отведенное время: два часа утром и два часа вечером. Для этого будут созданы списки дачников и, очевидно, они получат спецпропуска.

Однако эти временные меры большинство собравшихся не устроили. Они решили создать орггруппу, которая будет представлять интересы дачников на дальнейших переговорах городской администрации и комбината. Тем более, что на собрании люди так и не получили конкретного ответа на вопрос, а что будет дальше? Кто все-таки возьмет на себя ремонт объездной дороги или строительство новой дороги до дачного поселка? Один из представителей администрации предложил строить дорогу за счет средств садоводов и огородников, то есть тех, кто и так пострадал. С таким предложением люди не согласились, сказав, что идет ущемление их прав.

Редакция "МВ" будет держать эту проблему на контроле.

Людмила ЛОПАТКО