На минувшей неделе в России вступили в силу новые правила авиаперевозок. Заметим, что прежние, не обновлявшиеся еще с советских времен, претерпели существенные изменения в пользу пассажиров. Тем не менее общеизвестно: в нашем государстве разрыв между законом и жизнью подчас соразмерен непреодолимой пропасти. И в конкретном случае поддаваться чрезмерному оптимизму согражданам вряд ли стоит. Подчиняться новым требованиям крылатые транспортники не торопятся.

Но познакомиться со своими новыми правами авиапассажирам все-таки стоит - авось да пригодится в борьбе за них.

ПРАВИЛАМ - ЕДИНСТВО, БИЛЕТАМ - "НЕСГОРАЕМОСТЬ"

В отличие от доперестроечных времен нынче к услугам россиян далеко не одна отечественная авиакомпания. И новые правила по идее должны подвести всех под общепринятые нормы. Исключений в данном случае ни для кого не предусмотрено.

Согласно документу единые требования распространяются как на внутренние, так и на международные воздушные перевозки. Вне зависимости от того, регулярные это рейсы или чартерные, следующие по постоянному расписанию или дополнительно.

Момент, можно сказать, знаковый. Раньше ни о каких чартерах мы понятия не имели, а с их появлением как-то самой собой устоялось восприятие таких перелетов с оттенком нечто "левого", существующего не на равных правах с остальными рейсами. И в этом вопросе наконец поставлена точка на "i" - пассажиры чартерных рейсов не должны чувствовать свою ущемленность.

Но все-таки кое-что и сейчас осталось за кадром. Вроде и исключений нет, но и конкретно не оговорено, на каком положении будут находиться перевозчики типа "Скай Экспресс" с их виртуальностью? Будут жить по своим законам? А они сейчас, с точки зрения прав граждан, в принципе противоречат новым требованиям к авиаперевозкам.

Кстати, насчет собственных правил. Устанавливать их компаниям не возбраняется. Но, что называется, в соответствующих рамках. То есть не противореча общему регламенту и не ухудшая уровень обслуживания пассажиров.

Читая новый "воздушный" документ, невольно припомнила слоган, рожденный в Советском Союзе и звучавший очень актуально: "Отправляясь в дальний путь, про билет свой не забудь!". Утрата проездного документа по прежним правилам носила для путешественника катастрофический характер. К полету его не допускали, деньги не возвращали. Теперь же утраченный билет (потерянный, испорченный, украденный и тому подобное) - не повод для отказа вам в перелете. Причем при оформлении дубликата билета какого-либо штрафа или доплаты со стороны пассажира правилами не предусмотрено.

Материально пострадать человек не должен и в случае вынужденного отказа от полета - из-за нарушения сроков перевозки или иных причин. Уплаченную за билет сумму ему обязаны вернуть.

А если просто ваши планы изменились и встает вопрос о сдаче билета, какие потери грозят в этом случае? Никаких - при отказе от полета не позднее чем за сутки. И только при более позднем возврате с вас могут удержать до 25 процентов стоимости.

ЖДАТЬ, ТАК С УДОБСТВАМИ

Сидеть в аэропорту в ожидании отложенного вылета - занятие малоприятное. А по нынешним временам и весьма накладное, что делает ожидание еще менее приятным. На том же московском аэровокзале, к примеру, поллитровая бутылочка воды обойдется вам сегодня под сотню рублей, а за крошечную порцию кофе придется выложить не менее ста двадцати. Такое впечатление, что за задержку вылета авиаторам приплачивают заинтересованные в барышах торговцы.

Новые правила обязывают перевозчиков позаботиться о своих клиентах и облегчить их участь. При этом неважно, по какой из причин отложен или отменен рейс либо возник перерыв в перевозке - по вине авиакомпании, из-за неблагоприятных метеоусловий, технических проблем или иных неувязок.

Застрявшим пассажирам, если с ними следуют дети в возрасте до семи лет, должны предоставить возможность разместиться в комнате матери и ребенка.

При задержке рейса более чем на пару часов вылетающие имеют право на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, а также обеспечение прохладительными напитками. При задержке свыше четырех часов им обязаны предоставить горячее питание и далее организовывать его каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь - в ночное.

На размещение в гостинице пассажиры вправе претендовать при более чем восьмичасовом ожидании вылета днем, а ночью - если "удовольствие" растягивается на шесть часов с лишком. Доставка людей из аэропорта к месту отдыха и обратно, а также организация хранения багажа - тоже задача авиакомпании.

И все перечисленные услуги перевозчик должен предоставить гражданам бесплатно.

К БОРЬБЕ ЗА ПРАВИЛА БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

О возмещении морального ущерба пассажирам за потерянное время, неудобства в дороге и возможные последствия несвоевременного прибытия к месту назначения в правилах ничего не говорится. Но и то, что гарантируется людям, в действительности авиаперевозчики на блюдечке преподносить не спешат.

Взять тот же "Аэрофлот". Компания, казалось бы, в числе лидеров воздушного сообщения, и пассажир у нее не из самых обиженных, но и она вопреки новым требованиям продолжает следовать собственным инструкциям. По крайней мере - пока. К примеру, при утрате билета клиенту этого перевозчика все-таки придется потратиться. И отнюдь не на символическую сумму: при перелете по России выписка дубликата обойдется в 50 евро, а на международный рейс - в 100. С возвратом билетов тут тоже не все так просто. На какие-то отказ возможен, на какие-то - нет. Есть и другие особенности.

- Никаких комментариев к новым правилам еще не было, а должен быть предусмотрен механизм работы, решения конкретных вопросов, - пояснила позицию компании помощник представителя "Аэрофлота" в Мурманске Ирина Калугина. - Как, допустим, оформлять билет заново, не взимая денег? У нас уже были случаи, когда люди сдавали чужие утерянные билеты. И сам пассажир может воспользоваться моментом. Буквально недавно мы выписали человеку дубликат, а он основной билет сдал в агентство и получил деньги.

Что ж, свои резоны есть и у транспортников. И не секрет, что после выхода нового нормативного документа, чтобы он заработал, нередко требуется еще масса дополнений и пояснений к нему. Если дело стало только за этим, можно чуток и подождать. Сдается, однако, что малой кровью законные требования нашим пассажирам вряд ли дадутся.

- Публично новые правила объявили, все руки потирают: наконец-то мы добьемся, нам компенсируют, мы победим! А на самом деле на практике продолжают действовать старые правила, - констатировала Ирина Валерьевна. - У нас есть дочерние компании, которые никаких компенсаций пассажирам при задержках рейсов не предоставляют. Выбить из них питание, гостиницу весьма проблематично. Тем более если люди сидят и молчат, никто ничего для них не сделает. А вообще, думаю, если когда-нибудь новые правила заработают в полной мере, стоимость перевозок заметно возрастет, потому что у авиакомпаний будут очень большие убытки.

Короче, граждане пассажиры, похоже на то, что возьмут нас не мытьем, так катаньем. Или катанием (как ближе к теме).

Татьяна РЯЗАНОВА