Мурманская область в планах руководства страны и нефегазовых компаний России, связанных с проблемами развития топливно-энергетического комплекса, занимает все более и более значимые позиции. Именно за счет месторождений углеводородного сырья, находящегося в недрах Арктического шельфа, в ближайшие годы будут достигаться прирост добычи нефти, газа и газоконденсата, обеспечиваться поставки "голубого топлива" в Европейскую часть России, в Восточную и Западную Европу, а сжиженного газа - на Северо-Американский континент.

Не случайно за семь лет своего президентства Владимир Путин дважды проводил в Мурманске совещания, посвященные освоению богатств Арктического шельфа. Здесь дважды работали председатели правительства России, проводились солидные совещания и международные конференции, а 2 мая 2007 года состоялось заседание президиума Государственного совета России и Морской коллегии при правительстве России.

Ресурс месторождений углеводородного сырья в пределах суши Северо-Западного федерального округа и Арктического шельфа впечатляет. Он оценивается в 42 миллиарда тонн условного топлива. Из них 20% находится на суше, 15% приходятся на спорную "Серую Зону", 65% на акваторию Баренцева и Печорского морей, из них 7% составляет нефть , 57% - газ и остальное - газоконденсат.

10 триллионов кубометров составляют разведанные запасы газа на полуострове Ямал и на шельфе Обской и Тазовской губ, а ресурсная база в этом регионе оценивается в 50 трлн.

У многих жителей нашего региона возникает вопрос: "Ресурсы действительно велики. Разговоров о богатствах шельфа и блестящих перспективах для региона ведется немало, но когда они будут реализованы на практике, когда начнут приносить реальную отдачу?"

Сегодня можно уже с уверенностью сказать, что скоро. После вынужденного простоя 90-х сегодня очевидно возобновление широкомасштабных работ на Арктическом шельфе. Огромный интерес к Мурманскому транспортному узлу, к берегам Кольского залива и побережью Баренцева моря проявляют многие отечественные и зарубежные компании. Но лидером в реализации нефтегазовых проектов является ОАО "Газпром". Мы просто не всегда видим ту гигантскую подготовительную работу, которая проводится дочерними компаниями "Газпрома" - ООО "Газфлот" и ООО "Севморнефтегаз" - и которая уже в ближайшие годы воплотится в добытую нефть месторождений Приразломное и Долгинское, в газ Штокмановского ГКМ, Ямала и Обско-Тазовской губ. А развитие топливно-энергетического комплекса станет локомотивом для возрождения в нашем регионе машиностроения, судоремонта, строительной индустрии, всех видов транспорта, особенно железнодорожного и морского, обеспечит рост занятости населения.

Если конкретно говорить об Арктическом шельфе, то в 80-х годах на шельфе Арктики удалось выявить 60 локальных структур, открыть 11 уникальных и крупных месторождений. В перечне более поздних открытий - три месторождения нефти в Печорском море, 4 месторождения газа в Обской и Тазовской губах, что позволило прирастить запасы газа на 4 триллиона кубометров и нефти на 500 миллионов тонн. За счет использования новых технологий в разведке Штокмановского ГКМ удалось прирастить запасы этого уникального месторождения на 400 миллиардов кубометров, и сегодня его запасы оцениваются уже не в 3,2, а 3,66 триллиона кубометров газа.

У обывателя возникает вопрос, а что нам от этих запасов? Где конкретный результат? Резонный вопрос, но все дело в том, что, во-первых, от открытия месторождения на шельфе до его ввода в эксплуатацию в среднем проходит 12 лет. Во-вторых, увеличение подтвержденных запасов способствует росту капитализации компаний и росту международного авторитета страны в целом.

На развитии ситуации с освоением шельфовых месторождений не мог не сказаться период развала экономики, который пережила наша страна, отбросивший освоение кладовых Арктического шельфа на целое десятилетие. Но даже в тех сложных условиях "Газпром", не забывая о перспективах освоения Арктического шельфа, создал в 1994 году дочернее предприятие - ООО "Газфлот", которое стало преемником и продолжателем газпромовских традиций в Арктике и все эти годы, планомерно используя и поддерживая потенциал мурманских компаний, выполняло геологоразведочные работы, а в ближайшее время приступит и к освоению открытых месторождений на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря.

Сегодня "Газфлот" - безусловный лидер в проведении геологоразведочных работ на шельфе Арктики.

С 2002 года пробурено и завершено испытанием 16 скважин общей проходкой 32617 метров, обеспечен прирост запасов газа в Обской губе порядка 1 трлн. куб. метров.

Успешно компания завершила и буровой сезон 2007 года, пробурив в Обской губе три скважины общей глубиной 6781 метров, в том числе одну - с введенного в эксплуатацию в этом году плавучего бурового комплекса (ПБК) "Обский".

По заданию ОАО "Газпром" "Севморнефтегаз" и "Газфлот" осуществляют серьезную программу по строительству нефтегазового флота. В 2007 году парк судов пополнился двумя современными ледоколами-снабженцами, в Астрахани завершается строительство танкера-заправщика, продолжается строительство двух платформ ("Арктическая" и "Приразломная") в Северодвинске, приобретено и модернизируется очередное транспортно-буксировочное судно.

В планах ООО "Газфлот" на 2008 год выполнение значительного объема буровых работ в Обской губе, возобновление регулярных буровых работ в Печорском море на Долгинском месторождении, запасы нефти которого в несколько раз превышают запасы Приразломного.

Буровые работы на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Приразломном и Долгинском месторождениях и в Обско-Тазовской губе выполняет сейчас и будет выполнять в перспективе Мурманский филиал компании ООО "Газфлот", который возглавляет Борис Пальчиков.

Базирование филиала в Мурманске имеет для нашей области серьезное значение, которое с каждым годом будет возрастать. Только в 2007 году на судоремонтных заводах Мурманска выполнен ремонт двух судов этой компании: кранового "Газшельф" и ТБС "Дунай", осуществлена модернизация СПБУ "Амазон", а это работа для сотен судоремонтников. Обеспечиваются заказами СМНГ и АМИГЭ, расширяется сотрудничество между Мурманским филиалом "Газфлота" и Мурманским государственным техническим университетом. Ввод в строй ПБК "Обский" создал 90 высокооплачиваемых рабочих мест, а участок по испытанию континентальных скважин в Новом Уренгое дал - еще 50. Все они укомплектованы мурманчанами.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что ОАО "Газпром" фактически приступил и к реализации Штокмановского проекта. Свидетельство тому - завершение геологоразведочных работ на Штокмановском ГКМ в 2006 году бурением седьмой разведочной скважины, которая прирастила разведанные запасы на 400 миллиардов м3 газа. Введен в эксплуатацию Арктический центр на улице Буркова, где кроме Мурманского филиала ООО "Газфлот" после заключения соглашения с Мурманской областью разместится представительство ООО "Севморнефтегаз" - главного оператора по обустройству и эксплуатации меторождений углеводородного сырья на арктическом континентальном шельфе - Штокмановского ГКМ и нефтяного Приразломного. Уже состоялся конкурс "Газпрома" по выбору подрядчика на строительство двух ППБУ нового поколения для Штокмановского проекта, в котором победил Выборгский судостроительный завод. Научно-исследовательское судно "Газфлота" "Академик Голицын" работает в 2007-м в Баренцевом море на трассе будущей прокладки ниток подводного газопровода от Штокмановского ГКМ к берегу Кольского полуострова. Проектная организация "Гипроспецгаз" продолжает изыскания на месте строительства портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа и прокладки наземного газопровода с компрессорными станциями.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что наконец-то объявлены партнеры по проекту, которыми стали французская компания "Тоталь", подразделение которой уже разместилось в московском офисе "Севморнефтегаза", а также объединенная норвежская компания "СтатойлГидро".

Нельзя не отметить и меры по развитию "Газфлотом" своей береговой инфраструктуры. На территории Мурманской судоверфи уже существует и будет совершенствоваться транспортно-складской узел с причальной линией, а на Абрам-Мысе будет создана береговая база для стоянки и ремонта буровых установок, которым предстоит работать на арктическом шельфе. Именно отсюда будет осуществляться обеспечение всем необходимым буровых платформ, которые станут работать на Приразломном и Долгинском нефтяных и на Штокмановском газоконденсатном месторождениях. Для Мурманска и Мурманской области создание такой базы сулит немало преимуществ. Это появление сотен дополнительных рабочих мест, заказы для компаний и предприятий области: судоремонтных, строительных, транспортных, объединенных в ассоциацию поставщиков "Мурманскшельф", это, наконец, дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Освоение Штокмановского ГКМ, нефтяных Приразломного и Долгинского, продолжение работ в Обской губе создают условия для дальнейшего развития производительных сил Мурманской области на долгосрочную перспективу, позволят газифицировать города и населенные пункты на Кольском полуострове, обеспечить только на стадии строительства ПТТК СПГ и наземного трубопровода работой более 3000 тысяч человек и около 1000 в процессе их эксплуатации. В процессе строительства завода СПГ, трубопроводов, компрессорных станций и наземной инфраструктуры только на территории Мурманской области будет освоено 17 миллиардов долларов. За время эксплуатации Штокмановского ГКМ федеральный и областной бюджеты получат около 20 миллиардов долларов налоговых отчислений. К 2014 году только за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастет вдвое. На 40% увеличится доходная часть бюджета области. Ежегодное выделение "Газпромом" 5% добытого штокмановского газа на нужды Мурманской области позволит газифицировать населенные пункты Кольского полуострова, снизить цены за теплоснабжение для потребителей на 35 - 40%.

Вообще же, в соответствии с графиком реализации Штокмановского проекта точкой отсчета начала работ можно считать 2 января 2006 года, а датой завершения строительства инфраструктуры - 27 декабря 2019 года, со сроком эксплуатации 50 лет. Так что мурманчанам нужно немного набраться терпения.

Мы не всегда видим то, что происходит в море и на берегу, а потому часто делаем скоропалительные выводы. А делается не только "Газпромом", но и другими компаниями немало. К примеру, в Печорском море этим летом установлен стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) "Варандей" класса РС КЕ (*) МСП А2И, построенный по заказу ОАО "Варандейский терминал", а фактически НК "ЛУКОЙЛ" на заводе строительных металлоконструкций ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть". Через это сооружение, восьмиугольную платформу кессонного типа высотой 65,5 метра, шириной 61,75 и длиной 108,3 метра, способную противостоять напору ледовых полей, 12 миллионов тонн нефти, добытой на месторождениях Тимано-Печоры, будет отправляться танкерами дедвейтом от 20 до 70 тысяч тонн потребителям в круглогодичном режиме через Кольский залив. А подводные нефтепроводы к СМЛОПу проложил трубоукладчик "Дефендер", принадлежащий ОАО "Межрегионтрубопроводстрой" и базирующийся в Мурманске. В 2008 году ему предстоит работать в Байдарацкой губе, прокладывая газопровод длиной 60 километров и диаметром 1200 миллиметров. Ведутся работы и на берегу. Группа компаний "Синтез" намерена не только построить в Кольском заливе мощный нефтеперевалочный комплекс, но и нефтеперерабатывающий завод в Мурманске производительностью 6 миллионов тонн нефти в год. Уже созданы и занимаются отправкой нефти на экспорт несколько береговых и рейдовых перевалочных комплексов. Развивает свое производство в Мурманске и норвежская компания "Рейнертсен", которая стремится стать одним из субподрядчиков в производстве подводных добычных комплексов.

А вообще, перспективы ошеломляют. Скоро в Кольском заливе станет тесно не от рыболовецких и транспортных судов, а от буровых платформ, танкеров, судов снабжения нефтегазовых компаний. Посудите сами: по прогнозам специалистов и по информации, прозвучавшей на международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа-2006", к 2030 году для работ в Баренцевом море следует построить 21 судно усиленного ледового класса, затратив на эти цели 300 миллионов долларов, соорудить 14 платформ стоимостью 11,64 миллиарда долларов (в 2010 - 2015-м - 5 платформ, в 2015 - 2020-м - 2 платформы и к 2030-му еще 4), и это не считая буровых платформ и подводных добычных комплексов для Штокмановского ГКМ. Для сжижения части добытого газа будет возведен завод по сжижению природного газа (СПГ), а для вывоза готовой продукции на экспорт предстоит построить к 2010 году 7 и к 2030 году еще полтора десятка судов-газовозов.

Не обойтись и без обновления танкерного флота. Для перевозки нефти к 2030 году предстоит построить 11 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 40-70 тысяч тонн и 7 линейных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн и более. Этот флот обойдется в 1,3 миллиарда долларов.

Этот внушительный перечень дополняет необходимость развития береговой инфраструктуры. Реализация этих планов потребует серьезной концентрации усилий и финансовых средств. Таких крупномасштабных задач наша страна не решала уже давно.

Так что шельф осваивается, береговая инфраструктура создается. Большой нефти и газа осталось ждать недолго.

Юрий БАНЬКО.