Моя ладонь ложится на крошечное устройство размером с обычную компьютерную мышку, и громадина весом в 30 тысяч тонн, длиной в 170, шириной 22 метра и высотой с восьмиэтажный дом - в моих руках. Куда и как она будет направляться, зависит от легкого движения кисти манипулятором, который здесь попросту кличут джойстиком. Но это не что иное, как пульт управления энергетической установкой суперсовременного морского судна, дизель-электрохода "Норильский никель".

На богатырском борту (характерного для ледового флота красно-морковного колера) огромными белыми буквами начертано: ARCTIC EXPRESS. Читаю, улыбаюсь, и в памяти тут же всплывает другой экспресс - знаменитый Восточный. Только в отличие от него новоявленный курсирует не по железному пути, а по Северному морскому и доставляет не респектабельных пассажиров, а продукцию компании "Норильский никель" вкупе с другими необходимыми металлургам грузами.

День рождения нового судна 11 апреля 2006 года - именно в этот день на нем был впервые поднят флаг. Российский, заметим. Что по нынешним временам стало, прямо скажем, редкостью. А тут вот за державу не обидно.

От Мурманска до Дудинки арктический экспресс "бегает" самое большее за шесть с половиной суток. И за ходку способен доставить тринадцать с лишним тысяч тонн груза. Собственно, обзавестись "личным" транспортом металлурги решили для оптимизации своих грузовых перевозок. Причем к первому судну, построенному по их заказу, в недалеком будущем должны присоединиться еще четыре.

- Летом 2009-го будет у нас полный флот, - обрисовал перспективу помощник генерального директора Мурманского транспортного филиала компании "Норильский никель" Ян Мезенцев.

Своей новой собственностью никелевый бизнес гордится. Едва успевших подняться по трапу гостей тут же проинформировали, что они находятся на борту уникального судна. В мире, утверждают хозяева, оно пока единственное.

Что и говорить, интерес такое плавсредство вызывает немалый. И в ответ на предоставленную возможность увидеть его своими глазами желающих среди мурманчан нашлось изрядно. По три раза за день в минувшие выходные к дизель-электроходу, стоящему у причала СРЗ, заполненный автобус подвозил экскурсантов. Были среди них и стар и млад.

Уже по внешним впечатлениям электроники с автоматикой тут, как на межпланетном корабле из киношной фантастики. На мостике - простор, обзор и мониторы рядами. Уникальность же судна, как пояснили мореходы, в совокупности всех систем и оборудования. Они у него - самые современные. Электроходу, к примеру, без разницы, как двигаться - вперед носом или кормой: его двигатель снабжен особым устройством, называемым азиподом, или активным рулем, имеющим возможность разворачиваться на 360 градусов. Спутниковое же информационное обеспечение, совмещенное с электронной картографией, - штука, способная осчастливить любого судоводителя.

- А особенный кайф в чем? - пытаю я капитана Владимира Гусаревича.

- Очень хорошо, очень грамотно все сведено в одну точку, и судно практически подчиняется твоей руке, - с удовольствием откликается тот. - С помощью джойстика даешь ход, направляешь машину. Остальное делает автоматика. Представляете, такая махина подчиняется просто движению твоих пальцев! Джойстик позволяет срастись, стать единым целым с пароходом.

Заметим, что у нового транспорта есть и другого рода особенность. Он готов независимо бороздить арктические просторы.

- Мы пока - единственное в мире судно, имеющее право "безледокольного" самостоятельного плавания во льдах. И одну зимнюю навигацию уже отработали. Никаких сложностей, - рассказывает Владимир Николаевич. - В принципе, выполняем рейс от Мурманска до Дудинки в те же сроки, что и суда, идущие под проводкой ледокола. В прошлом году с момента подъема флага сделали 25 рейсов. В этом уже сделали столько же, и, думаю, еще 4 рейса будет.

А Ян Мезенцев подчеркивает и еще одно достижение - по части несения вахт на судне.

- На атомном ледоколе, допустим, есть старший вахты, вахтенный помощник и обязательно матрос - на руле. Потому что там нет такого оборудования. И матрос по команде управляет рулем. А у нас на время вахты достаточно одного человека. Сидит себе в кресле и рулит джойстиком. Всего лишь навсего...

Татьяна РЯЗАНОВА