Вывоз крупногабаритных бытовых отходов в Мурманске - проблема, разделившая квартиросъемщиков и коммунальщиков на два противоборствующих лагеря. Кто из хозяев квартир, затеявших замену окон или решивших избавиться от отжившего свой век дивана, не сталкивался с "наездом" дворника, требующего от жильца вывезти хлам на свалку, а не выставлять его к мусорным контейнерам? Если вас миновал скандал, значит, вам повезло: от дворничьего глаза просто-напросто "ускользнул" конкретный "нарушитель".

Однако в противоборство двух сторон, похоже, включилась третья - контролирующая. И будем надеяться, что однозначное решение вопроса, кому освобождать наши дворы от завалов старья, не за горами.

ДЕЛАЕМ, ЧТО ХОТИМ

Вообще, областной комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды заинтересовался не только "крупногабаритным" вопросом. Совместно с представителями прокуратуры специалисты комитета приступили к проверке предприятий, занимающихся содержанием и обслуживанием городского жилфонда, в том числе сбором и вывозом бытовых отходов. В Первомайском округе такой "смотр" уже завершился.

- Деятельность ни одной из проверенных организаций должным образом не соответствует требованиям природоохранного законодательства, - подчеркнул заместитель председателя комитета Вячеслав Бойков. - По итогам проверки мы направили письмо мэру Мурманска. По нашему мнению, на территории Первомайского округа, а мы пока можем говорить только о нем, не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства.

Надо сказать, что отходы - достаточно своеобразная сфера деятельности. На государственном уровне предусмотрен целый перечень нормативных документов, регулирующих эту работу. Предприятиями должны быть разработаны нормативы образования отходов, в установленном порядке получены лимиты на их размещение и прочее. Кроме того, поскольку отходы населения подпадают под определенные классы опасности, на них следует вести паспорта, а организации, работающие с опасными отходами, обязаны иметь лицензии.

- Но ничего этого нет! Вообще! Просто - делаем, что хотим, - констатировал Вячеслав Бойков.

Один из самых серьезных вопросов, без которого в "мусорном" деле по-хорошему не обойтись, - это учет.

- Сколько и каких отходов образуется у населения? Куда они вывозятся? Кем и как размещаются? К сожалению, ответов на это, то есть должным образом налаженного учета, мы не обнаружили, - отметил Вячеслав Михайлович.

Сложностей, считают специалисты комитета, добавило и прошедшее в жилищно-коммунальном хозяйстве реформирование. Если раньше на тот же Первомайский округ было всего два жилищных МУПа, имевших структурные подразделения, то сейчас - два с лишним десятка компаний, имеющих статус юридического лица и принявших на себя обязательства обеспечить должным образом содержание и обслуживание жилищного фонда. Спрос с каждого "самостоятельного и ответственного" - на равных. Спрашивается, легче ли при такой раздробленности навести порядок в работе?

А порядок этот, заметим, в первую очередь должен регулироваться основным для коммунальщиков документом - "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года за № 170.

С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ?

- Отдельный разговор, - заметил Вячеслав Бойков, - касается крупногабаритных бытовых отходов. У нас есть примеры, когда вывоз таковых переложен на плечи граждан. А если те пытаются возмущаться, их еще и убеждать начинают в неправоте. Но при чем вообще здесь граждане?..

Проверками пока зафиксировано положение дел в одном лишь Первомайском округе, но нам-то, горожанам, прекрасно известно, что во всем городе - картина общая: вывоз и утилизацию строительного мусора, старой мебели и прочего навязывают самим квартиросъемщикам. Даже прейскуранты на дверях жилищных контор вывешиваются - какие услуги по этой части сколько стоят. Мол, любезно "за вас", дорогие наши, все сделаем - только платите.

Получается, разговор о крупногабаритных отходах хоть и "отдельный", но определение "делаем, что хотим" для работы коммунальщиков - очень даже общее. По крайне мере, явно вступающее в противоречие с федеральными Правилами. А пункт 3.7.15. этого документа гласит: "Крупногабаритные отходы, старая мебель, велосипеды, остатки текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом". О гражданах, как видите, ни слова. Они здесь, действительно, ни при чем!

Мурманские бойцы коммунального фронта могут, конечно, попытаться обосновать свои действия другим документом - Положением о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории областного центра, утвержденным городским советом депутатов в сентябре минувшего года. В нем и в самом деле бремя вывоза возложено не только на организации, обслуживающие жилфонд, но и на "природопользователей, образовавших эти отходы", - под которыми коммунальщики как раз подразумевают нас, горожан.

Но, думается, такой "перевод" федеральных Правил можно назвать разве что вольным. Возникает вопрос: позволительна ли подобная интерпретация на местах?

- Нарушает или нет Положение, принятое городом, федеральное законодательство - такую оценку юридическому документу может дать только прокуратура. И она заинтересовалась этим, - отметил Вячеслав Михайлович. - С нашей же точки зрения, идет определенная нестыковка городского Положения с российскими Правилами. А они обязательны для всех. Мы не должны забывать о федеральном законодательстве, и в соответствии с ним компании обязаны организовать процесс содержания и обслуживания жилфонда.

Еще одним обязательным для исполнения документом, подчеркнул Бойков, являются федеральные санитарные Правила. Они же, в частности, предписывают вывоз крупногабаритных отходов не реже раза в неделю. Чаще - пожалуйста, реже - нельзя. То есть предприятия ЖКХ не должны допускать захламления дворовых территорий. По данным же природоохранного комитета, как раз захламленность нередко и является одной из причин жалоб мурманчан.

- Можно спросить, а как определить: следует вывозить или еще нет? Вот для этого и существует нормирование, - заметил зампредседателя комитета.

Одна беда только - для организаций, обслуживающих жилфонд, это самое нормирование - тайна за семью печатями.

Другим откровением для коммунальщиков являются, пожалуй, требования к размещению выброшенного жильцами хлама.

- Крупногабаритные бытовые отходы до их вывоза должны храниться не где попало и как попало, а на специально оборудованных площадках, - пояснил Вячеслав Бойков. - Таких площадок мы не увидели.

А разве их вообще кто-то в Мурманске видел?..

НАРУШИТЕЛИ ЕСТЬ, ДА НЕТ КОНТРОЛЕРОВ

С чем еще, а точнее - с кем, давно пора бы разобраться в "мусорной" проблеме, - это всевозможные офисы, магазины и иные подобного рода соседи горожан.

- У нас очень много арендаторов, в том числе в домах, где проживают люди. И, думаю, большинство жителей частенько видят картину (особенно характерную для центра города), когда во дворе, где по-соседству несколько магазинов, просто - тихий ужас: горы коробок из-под товара, прочей порожней тары и мусора. Все сваливается вместе - отходы населения и хозяйствующих субъектов. А в итоге получаем полный бардак на дворовых территориях и жалобы граждан, - заметил Вячеслав Бойков.

Чтобы расставить все по своим местам, опять же - требуется учет. И пока он не будет налажен, с "тихим ужасом" не разобраться.

- Учет в данном случае необходим отдельный. Диффузии здесь не должно быть, - подчеркнул Вячеслав Михайлович. - Нельзя сваливать в одну кучу отходы населения, за которые оно платит, и отходы хозяйствующих субъектов. Они обязаны принимать меры к уборке своего мусора.

Решению проблемы во многом могло бы способствовать привлечение к ответственности нарушителей. И рычаги воздействия на них есть. В частности, закон Мурманской области об административных правонарушениях. Его вторая статья устанавливает ответственность за антисанитарное воздействие на окружающую среду - то же захламление дворов и так далее.

- Закон неплохой, надо лишь исполнять его должным образом. Но почему-то считается, что заниматься нарушителями такого рода должна только милиция. С какой стати? В статье 19-й этого закона четко сказано, что составлять протоколы, собственно - заниматься контролем, могут руководители ЖКХ и муниципальных учреждений, - заострил внимание Бойков. - А протоколы следует направлять в административные комиссии - для рассмотрения и принятия мер. Кстати сказать, штрафы, предусмотренные законом, направляются не куда-нибудь, а в местный бюджет.

Увы! Как убедились проверяющие, сегодня в "мусорном" вопросе областной закон об административных правонарушениях попросту не работает - ни руководители ЖКХ, ни руководители муниципальных учреждений составлением протоколов не занимаются. И это - при "бардаке" во дворах. Не видят что ли? Или закрывают глаза?

- Такое отношение нам непонятно, - отметил Вячеслав Бойков. - И на этот счет мы тоже изложили свое мнение мэру. Систему подхода к исполнению закона надо пересматривать.

А впереди у проверяющих еще два округа. "Смотр" городского ЖКХ в части соблюдения требований природоохранного законодательства должен завершиться в первом квартале.

Татьяна РЯЗАНОВА