- Когда ко мне в Апатиты приезжают друзья из Москвы, Нью-Йорка или Ванкувера, то всегда задают вопрос: "А зачем у вас в городе нужна машина?", - смеется председатель автоклуба "Хибины" Алексей Коваленко. - Объяснить жителю мегаполиса, что она нужна для передвижения на расстояния в два-три километра, которые пешком легко можно преодолеть за полчаса, невозможно. Для нас и один-два километра - это далеко, поэтому я думаю, что ни в гаражи, ни на платные стоянки люди ставить машины не будут. Тут ведь еще и вопрос сохранности: гараж не обеспечивает защиты от посягательств, а стоянки не несут никакой ответственности...

Может быть, мнение председателя автоклуба покажется кому-то спорным, но пока факты свидетельствуют о его правоте. Как сообщили в отделе архитектуры и градостроительства администрации Апатитов, сейчас у нас примерно 12 тысяч гаражных боксов, по информации от ГИБДД - столько же и автовладельцев или 195 на тысячу жителей. Тем не менее большинство предпочитает своего "железного коня" держать "на привязи" во дворе, а потому последние давно превращены в стоянки. Если учесть, что к 2023 году прогнозируется увеличение числа автовладельцев вдвое, то уже мало утешает тот факт, что к тому времени и количество гаражей удвоится. Ну неудобно водителям отгонять машину в гараж! А дворы не резиновые, да и нервы у пеших людей не стальные. И если, например, регулярно приходится гулять с ребенком на этой "железной конюшне", поскольку больше негде, то повод для локальной "гражданской войны" очевиден. Враждуют "пешие" с "конными" из-за несанкционированных стоянок, враждуют между собой "конные" из-за места на этих самых стоянках.

- Я и сам не раз попадал в такие ситуации, - признается Алексей Коваленко. - В городе даже известен случай борьбы за парковку, закончившийся трагично. Два автовладельца преклонных лет сильно повздорили, в итоге один из них умер от сердечного приступа.

Все согласны, что с этим нужно что-то делать. На форумах клуба, в комиссии по безопасности дорожного движения вопрос о парковках во дворах и необходимости строительства дополнительных платных стоянок и гаражей обсуждался не раз. Сейчас в Апатитах три платные стоянки (их услуги колеблются от 45 до 60 рублей в сутки). Строятся еще две, в том числе довольно емкая, примерно на сотню машин - она "разгрузит" микрорайон у проспекта Сидоренко.

А вот в центре города обустраивать вместительные стоянки просто негде. Кроме того, дворы там старой планировки, на автомобили не рассчитаны. Есть, правда, несколько прецедентов: люди согласовали с отделом архитектуры площадки под личные автостоянки у себя во дворах, благоустроили и теперь владеют парковочными местами на законных основаниях. Но закон с тех пор изменился и такое вряд ли кому еще удастся сделать. Как сообщил Алексей Коваленко, несколько раз предпринимали попытки построить парковки у себя во дворах члены автоклуба - на законных основаниях, разумеется. По требованиям нового Жилищного кодекса, сделать это можно, согласовав проект с собственниками квартир в твоем доме (нужно набрать 51 процент голосов).

- Люди готовы были построить парковку, отделить ее защитной сеткой, озеленить остальную территорию двора и сделать детскую площадку, - рассказывает он. - Но на общем собрании жильцов находились те, кто заявлял, дескать, поставьте нам домофон или установите в квартирах стеклопакеты. Тогда обещали дать разрешение. Автомобилисты в большинстве своем обеспеченнее среднестатистического гражданина, но ведь не Рокфеллеры же! И вот результат - хорошее предложение погибло из-за жадности и недальновидности соседей, машины в тех дворах по-прежнему стоят где попало.

Сакраментальный русский вопрос "Что делать?" остается пока главным на повестке дня.

Зоя КАБЫШ, Апатиты