В минувшую пятницу в Коле состоялись общественные слушания, где рассматривался вопрос о размещении на территории района нефтебазы.

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла - одна из важнейших задач, от успешного решения которой во многом зависит будущее региона. Генеральная схема охватывает три основные "везущие" составляющие: железнодорожную, автомобильную и морскую. В частности, портовые мощности должны будут шагнуть на западную сторону Кольского залива. В районе реки Лавны предполагается строительство двух перевалочных терминалов - угольного и углеводородного.

Последний, по замыслам инвестора - компании "Синтез Петролеум", будет технологически связан с нефтебазой, предназначенной для приемки сырой нефти, поступающей по железной дороге. Разместить ее планируется в трех километрах западнее станции Выходной, неподалеку от поселка Молочный. А связующим звеном станут два трубопровода (один для нефти, другой для газового конденсата) протяженностью 24 километра.

Общественные слушания, заметим, проводились на предпроектной стадии, то есть пока речь идет только о намерениях инициаторов строительства. В обсуждении приняли участие жители поселка, руководители органов местного самоуправления, представители инвестора, областных департаментов - промышленности и транспорта и экономразвития, а также общественных природоохранных организаций. А еще до того, как слушания состоялись, вопрос обсуждался в местных трудовых коллективах.

На прошедшей встрече о намерениях компании рассказал исполнительный директор обособленного подразделения ЗАО "Синтез Петролеум" в Мурманске Сергей Карепин. Вопросы же, прозвучавшие в ответ, в основном затронули экологическую сторону проекта.

У жителей Молочного близкое соседство с нефтебазой (всего в пятиста метрах от жилых домов) особой радости не вызывает, поскольку избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду при таком производстве в любом случае не удастся. Однако со стороны проектировщиков нарушений тут нет - нормативы, предусмотренные для санитарно-защитной зоны, соблюдены. А "экологические" минусы, надеются инвесторы, удастся компенсировать "экономическими" плюсами. Новое предприятие позволит существенно пополнить местную и районную казну налогами, даст порядка трехсот новых рабочих мест. Планируют нефтяники и строительство ряда объектов инфраструктуры.

В свою очередь, у защитников природы вызвало опасения то, что подводная трасса трубопроводов "посягает" на одну из крупнейших водных артерий Кольского полуострова - Тулому, а кроме нее затронет еще более десятка рек и ручьев. От экологической организации "Беллона-Мурманск" в адрес инвесторов прозвучало предложение остановиться на варианте, исключающем пересечение туломского русла, и также разработать комплекс мер для максимального снижения негативного воздействия трубопроводов на водную экосистему.

Решение, принятое на общественных слушаниях, хотя и одобрило строительство нефтебазы на выбранной площадке, но единодушным не стало. Из 48 голосов было отдано "за" только 34.

Татьяна РЯЗАНОВА