В истории, как и в жизни, все неоднозначно. Прозванные застойными семидесятые- восьмидесятые годы прошлого века стали временем расцвета пассажирского флота в нашем крае. Начиная с 1975-го в состав Мурманского морского пароходства были приняты современнейшие для того времени теплоходы "Мария Ермолова", "Алла Тарасова" и "Клавдия Еланская". Наши моряки называли их любовно - три сестры. Впрочем, "сестер", или, как еще говорили, "артисток", было больше. В Югославии по заказу министерства морского флота построили серию из восьми пассажирских судов, на бортах которых красовались имена народных артисток СССР.

Первым был красавец-лайнер "Мария Ермолова". Длина судна составляла 100 метров, ширина 16,2. Это современное комфортабельное трехпалубное судно, снабженное успокоителями качки, располагало открытыми и закрытыми палубами, большим музыкальным салоном, барами, кинотеатром, рестораном. Каждая каюта оборудована душем, туалетом и кондиционером. Судно могло принимать на борт 262 пассажира. Через год к нам пришла "Алла Тарасова". А 30 декабря 1977-го был поднят Государственный флаг СССР на третьем пассажирском лайнере - "Клавдия Еланская". Так в течение трех с небольшим лет Мурманское морское пароходство стало обладать самым молодым в стране пассажирским флотом. В 1978 году его средний возраст составлял всего 6 лет.

С получением новых лайнеров необходимо было перестраивать работу. До 1975 года суда пароходства практически не ходили за границу. Новым теплоходам общей вместимостью 786 пассажиромест предстояло найти достойное применение. Пассажирская служба во главе с Семеном Коганом сумела решить эту задачу. Суда не только выполняли рейсы на местных линиях, но и сдавались в аренду английской туристической фирме СТС, "Интуристу", перевозили военный контингент на Кубу. Возобновились регулярные круизные рейсы в Арктику, которые были очень популярны среди соотечественников, и Балтийские круизы на линии Ленинград- Рига - Таллинн - Гдыня - Варнемюнде. Туристы из разных уголков СССР стали частыми гостями на борту белоснежных лайнеров.

Мне особенно памятен 1980-й, год Московской олимпиады. "Клавдия Еланская" доставляла европейских туристов в порт Таллин, где проходила олимпийская парусная регата. Мне довелось в этот период работать на судне. Это были незабываемые круизы, которые проходили по многим портам Европы.

А вот начало экономических реформ обернулось крахом для пассажирского флота. Если в советское время он стоял на дотации государства, то с момента акционирования компаний превратился в убыточный. Первым нашим пассажирским судном, ставшим лишним, оказалась "Мария Ермолова". Ее передали в Новороссийское морское пароходство, где она отработала до 2006 года. Затем лайнер продали, и после ремонта и переоборудования, с прошлого года он начал работать на круизных линиях Каспия.

"Аллу Тарасову" купили американцы. Она также была переоборудована и теперь под именем "Клиппер Эдванчер" совершает круизные рейсы в Антарктиде. Прошлой осенью бывшая "Алла Тарасова", приходила в Мурманск и стояла на морском вокзале у южной стенки. И так сошлось, что рядом стояла белоснежная красавица "Клавдия Еланская", единственная из трех "сестер-близняшек", оставшаяся работать на Севере. Можно было наглядно сравнить, насколько время наложило свой отпечаток на каждую из "артисток".

"Клавдия Еланская" до сих пор совершает рейсы на линии Мурманск - Островной. Только она связывает этот некогда крупный военный гарнизон, который по старой памяти еще часто называют Гремихой, с Большой землей. Но долго ли останется теплоход при деле, не очень ясно. "Морем сюда завозится все: от продуктов и предметов первой необходимости до автомобилей, снегоходов и другой техники, - говорит один из жителей Островного. - На "Клаве" уезжают в отпуска и возвращаются обратно. Иногда даже гоняют на выходные в Мурманск со своими машинами, ночуя во время пребывания в городе на борту в каюте. Благодаря статусу ЗАТО, который имеет Островной, для содержания судна выделяются бюджетные финансовые дотации. Потому стоимость проезда по карману многим - всего 340 рублей с человека; примерно столько же (зависит от веса) платится за автомобиль. Но, говорят, скоро с Островного статус ЗАТО могут снять: останутся ли тогда здесь люди? Еще несколько лет назад здесь была база атомных подводных лодок Северного флота, и жизнь кипела, население достигало 35 тысяч человек. Сейчас, когда атомоходы вывели, осталось едва больше трех тысяч..." В общем, дальнейшая эксплуатация "Клавдии Еланской" тоже может стать неопределенной.

Вот такая судьба у каждой из трех "сестер", когда-то бывших гордостью Мурманского пассажирского флота. И хотя они бороздят теперь разные моря планеты, на Севере эти пассажирские лайнеры оставили о себе добрую память.

Вячеслав КИСЛЯКОВ, капитан-наставник Мурманского морского пароходства.