Представьте себе: полярная ночь, темень, поземка, а по Ленинградке, залитой светом, несутся машины: кто в Мурманск возвращается, кто в южную сторону спешит. Обычная вроде бы картина. Только стоп - свет-то откуда взялся? Неужели так разбогатели, что и на фонари вдоль трассы в тысячу с гаком километров хватает?.. А вот, обратите внимание на сооружение, `возвышающееся над дорогой на мощных ногах-опорах. Это особым образом устроенный ветродвигатель. Дует ветер, его энергия преобразовывается в электрическую - и фонари горят.

Родилась такая картина в воображении мурманчанина Владимира Ходырева. Фантазия превратилась в полезную модель, патент на которую получен в минувшем октябре. "Эффект от внедрения: бесплатная электроэнергия на любом удалении от энергосистемы РАО ЕЭС", - говорится в пояснительной записке. Окупаемость же ветродвигателя, по подсчетам автора идеи, - шесть месяцев.

Пожалуй, при таких перспективах от инвесторов отбоя не должно быть, подумала я, узнав об этой новации. Правда, авторы - народ увлеченный, они порой недооценивают трудности воплощения своих идей. Но выглядит все равно интересно и заманчиво. Возьмется ли кто-то проверить эффективность на деле?

Об этом ветродвигателе я прочитала в недавно изданном каталоге "Инновационные предложения изобретателей и рационализаторов Мурманской области". Выпустил его Мурманский центр научно-технической информации при финансовой поддержке областного департамента экономического развития. Всего в каталоге рассказывается о 61 инновационном предложении (изобретении, полезной модели или промышленном образце), в разработке которых участвовало 95 авторов.

Экономический эффект от реализации некоторых идей обещается большой. Но и внедрение зачастую требует солидных затрат, отсюда трудности с поиском инвесторов. Взять, например, двухтактный роторный двигатель внутреннего сгорания. Авторы изобретения (патент получен в 2005 году) считают, что экономия топлива по сравнению с традиционным ДВС при одинаковой мощности составит от 35 до 65 процентов. Цифры удивительные. Настолько, что даже настораживают: это ж буквально спасательный круг для цивилизации, которой требуется все больше топлива... Но вдруг изобретатели правы? К сожалению, пока проверить это толком не удалось. Авторы, братья Олег и Игорь Чантурия (один живет в Североморске, другой на Украине), безуспешно ищут инвесторов.

- Внедрение этого двигателя в производство очень затратно, - прокомментировали мне в ЦНТИ мытарства изобретателей. - Заводы им интересуются. Например, завод имени Климова в Питере, который производит вертолетные двигатели. Но вердикт производственников таков: придется вносить очень большие изменения в существующую технологию производства, то есть по сути перестраивать завод.

Трудности возникают не только из-за большой стоимости или сложности внедрения, но и из-за того, что необходимо отвоевывать себе место на сложившемся уже рынке. По этому поводу мне в пример привели Сергея Вантеева, директора ООО "Мурмантрал плюс". Патенты на полезные модели канатного разноглубинного трала и сортирующую решетку для трала он получил в прошлом году. Опытно-промышленный образец прошел в море успешные испытания, показав повышение уловистости на 30 процентов. Однако рынок промыслового вооружения давно и прочно занят норвежской продукцией, и подвинуть конкурентов будет не так просто.

Еще одна любопытная новация: мурманчанин Сергей Клименко предлагает технологию создания универсальных строительных элементов из отходов деревообработки, что обеспечивает низкую себестоимость. Крепятся "деревянные кирпичики" друг с другом шиповыми соединениями. Можно собирать малоэтажные дома, бани, дачи примерно так же, как в детишки мастерят свои модельки из конструктора "Лего". Патент на полезную модель получен в 2005 году. По этому принципу построено уже 15 домов - под Мурманском, под Москвой, в Архангельске.

Впрочем, привлекательных идей, и разного характера, в этом сборнике хватает. Есть и такие, цель которых - лечение и оздоровление: тренажеры, массажные стельки и коврик, способы лечебно-терапевтического и физиотерапевтического воздействия на организм человека. Среди них хотелось бы выделить способ и устройство для выхаживания глубоконедоношенных детей, предложенный мурманчанами - врачом Андреем Ивановым и инженером Александром Шумигай. Он позволяет спасти жизнь даже такой крохи, которую в прежние времена считали еще не человеком, а нежизнеспособным плодом. Способ уже был использован для выхаживания восьми детей с критически низкой массой тела. В других странах мира есть похожие разработки, наша отличается особой оригинальностью. Правда, хотя патент получен еще в 1997 году, авторы до сих пор ищут инвесторов для создания экспериментальной модели. А ведь и нужно-то чуть больше миллиона рублей... Может, хоть нынешний подъем внимания к проблемам демографии поможет быстрее внедрить изобретение в жизнь?

Устройства, обеспечивающие удобства и безопасность в быту, игры, сувениры - есть у северян идеи и в этой сфере. Казалось бы, мелочи, но ведь сколько раз оказывалось, что "сущие пустяки" потом оказывались необходимы всему человечеству. Скрепки, кнопки, застежка "липучка" или простенькая по нынешним временам электронная игра "Тетрис" - история хранит имена их авторов... Конечно, сейчас трудно предсказывать, какая судьба ждет предложенное нашим земляком Геннадием Щепелиным портативное устройство для кипячения воды. Или насколько привлекательным окажется силовое устройство к джойстику для управления виртуальным самолетом, которое, по замыслу Александра Орлова, позволяет, будто наяву, почувствовать себя пилотом. Многое зависит от того, удастся ли умело реализовать и преподнести потребителям задумки изобретателей. Но в любом случае хотелось бы пожелать, чтобы новации северян побыстрее миновали бумажную стадию своего существования, обратили на себя внимание инвесторов, - и кто знает, может быть, иные из них ждет большая жизнь.

Посвященный приближающемуся 70-летию нашей области каталог издан весьма скромным тиражом - всего сто экземпляров. Но ознакомиться со включенными в него работами можно и с помощью Интернета - на инновационном портале Мурманской области www.nordinform.ru, а также на сайте департамента экономического развития.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.