В истории Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), обеспечившего в тридцатые годы прошлого века ускоренное развитие Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, немало ярких страниц. Но, пожалуй, самое примечательное то, что в кратчайшие сроки удалось наладить транспортное обеспечение малодоступных территорий. Причем сквозь льды Арктики, еще недавно считавшиеся непроходимыми. Для этого довольно оперативно был построен мощный ледокольный флот, который поддерживался в надежном техническом состоянии.

Плавание во льдах требовало ремонта судов круглый год. Это обстоятельство выдвинуло со всей остротой задачу строительства ремонтной базы непосредственно на Севере, на берегу незамерзающего Кольского залива. Ведь в те годы ледоколы можно было модернизировать только в Ленинграде или за рубежом.

Геодезисты пришли на голый необжитый берег в 1934 году. Правда, совсем необжитым его нельзя считать. На маленьком участке огромной стройплощадки завода Севморпути стоял ангар, где размещались гидросамолеты. Первостроитель Анна Жаравина рассказала, что он находился в районе южной проходной СРЗ и мешал прокладке дороги, которой предстояло соединить будущий завод с центром города. Ангар сначала перенесли на вторую террасу, впоследствии - в губу Грязную.

Из-за отсутствия поблизости жилья завод и поселок Роста возводили одновременно. Параллельно учили рабочих разным специальностям. Строительство СРЗ, кирпичного завода № 80, железнодорожной ветки и шоссе входило в один проект, получивший название «Заводстрой».

Во второй половине 1935-го прибыла по оргнабору группа строителей. Это была одна из первых крупных комсомольских строек. За несколько дней там разбили палаточный городок. Однако по мере готовности землянок, бараков и домов люди вселялись туда.

Поначалу основными орудиями труда являлись лом, кирка, лопата, носилки и тачка. С большим опозданием прибывала техника. Холод и пронзительный ветер еще больше усложняли работу и быт строителей.

Мне довелось беседовать с бывшим солдатом Красной Армии Василием Борисовым. Он вспоминал: «Нас с Шуркой Макаровым ранило в финскую войну, а после госпиталя направили строить доки в Росте. Ох и тяжело было. Приходилось вручную, в холодной соленой воде ворочать каменьё…»

О непростой участи говорила и Юлия Подольская. Трудности она переносила стоически, но очень стеснялась, что плохо одета… А еще одна из первостроителей Ульяна Савкина призналась, что не смогла выдержать тягот и вернулась домой в вологодскую деревню.

Но не только природная стихия создавала проблемы. Из-за несогласованности работы многих управлений Главсевморпути, упущений в подборе руководящих кадров дело шло туго. Как известно, особенно неудачным в деятельности Главсевморпути выдался 1937 год, за что организацию подвергли серьезной критике в верхних эшелонах власти. Тогда по постановлению Совнаркома СССР первым заместителем начальника ГУСМП был назначен Иван Папанин.

Позже в своих воспоминаниях он писал: «Первым крупным и не терпящим отлагательства делом являлось строительство судоремонтного завода в Мурманске. Такой завод - для ремонта ледоколов и других судов арктического флота - был тогда великой необходимостью». С этой задачей Иван Дмитриевич успешно справился. Его организаторские способности, напористость, умение вести себя на равных со всеми людьми, от неквалифицированного рабочего до руководителя любого ранга, помогали решать и задачи строительства завода.

11 октября 1938 года стало официальным днем рождения Мурманского СРЗ Главсевморпути. К тому моменту ввели в строй механический, кузнечный, литейный цеха и ряд вспомогательных производств. Завод уже был способен ремонтировать суда. А потому многих строителей перевели на новую работу, они стали судоремонтниками.

В 39-м сдали в эксплуатацию инструментальный и ремонтно-механический цеха. В мае 41-го закончилось строительство крайне необходимых для ремонта судов двух камер сухого дока длиной 200 и 115 метров. В это же время началось возведение большого корпусного (по металлу) цеха.

На начало 1941 года действовали механический, кузнечный, корпусно-котельный, литейный, деревообделочный, инструментальный и трубопроводный цеха, электро-, радио- и ремонтно-механические мастерские. С 1938-го до середины 1941-го завод успешно обновлял ледоколы и суда ГУСМП. Здесь ремонтировались ледоколы «Ленин», «Ермак», «Красин», «Сталин», «Микоян», «Молотов», «Каганович», ледорез «Литке», ледокольные пароходы «Сталинград», «Седов», «Садко», «Дежнев», «Ветлуга» и многие другие.

Газета «Полярная правда» в ноябре 1939 года писала: «…Когда на пустом берегу рыли первые котлованы, закладывали первые цеха будущего завода, как-то не верилось, что через один-два года на этом месте вырастет крупнейший промышленный район Мурманска… Широкое гладкое шоссе соединило Росту с Мурманском, до самого завода вдоль берега залива пролегла железная дорога…»

К тому времени в Росте насчитывалось 377 домов, две школы на 360 учащихся, несколько детских яслей и детсадов, баня-прачечная, две столовые, свыше 15 магазинов и ларьков, хороший клуб, электростанция.

В ноябре 1938-го состоялось торжественное открытие Клуба строителей и судоремонтников. Сегодня в этом здании размещаются Дом офицеров флота и музей КСФ. Вступила в строй поликлиника. Об этом событии «Полярная правда» сообщала: «Еще недавно поликлиника ютилась в толевой палатке, а теперь это большое, красивое и крепкое здание. В самое ближайшее время в поликлинике оборудуют физиотерапевтический кабинет».

В 1941-м построена одна из первых в городе четырехэтажная кирпичная школа № 7. Правда, дети начали учиться в ней много позже. Во время войны там размещался госпиталь.

За два года до начала Великой Отечественной в столице Кольского края были образованы три района: Ленинский, Кировский, Микояновский. И центром Ленинского района стал поселок Роста, построенный всего за три года.

А судьба завода складывалась так, что он долго служил Военно-морскому флоту. Сегодня «демобилизовался» и опять является гражданским. С октября 2007-го это филиал ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка» «35 судоремонтный завод». Такое название и статус он получил по указу президента России об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация».

Вячеслав ГЕНЕРАЛОВ, председатель совета ветеранов войны и труда 35-го СРЗ.