Спустя почти два десятка лет российские рыбоохранные суда возвращаются для патрулирования в Северо-Западную Атлантику. Первой обновила подзабытый нашими инспекторами курс «Териберка». Семьдесят пять суток продолжался ее рейс. Но прежде чем отправиться на патрулирование, судно несколько дней простояло в районе Западного Кильдина: экипаж проводил учения. Инспектора и катерщики тренировались спускать и поднимать катер на ходу и забираться по штормтрапу.

- Для профессионала несложно подойти и к лежащему в дрейфе, и к идущему с тралом судну. Но при отсутствии практики этот маневр может быть весьма опасным, - поясняет старший государственный инспектор Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства, начальник рыбоохранного рейса «Териберки» Николай Емельянов. - Вся проблема в том, что нет у нас пока специализированных судов с соответствующим оснащением. Приходится работать на старых промысловых.

К берегам Канады в район регулирования НАФО (Международной организации по рыболовству в Северо-Западной Атлантике) «Териберка» шла двенадцать суток. Там были проверены три судна под российским флагом и с российско-испанскими экипажами на борту, промышлявшие морского окуня, а также два эстонских. Никаких нарушений они не допустили. Вообще в то время, когда «Териберка» находилась в зоне регулирования НАФО, там вели промысел 18 судов стран - участниц конвенции по рыболовству в Северо-Западной Атлантике.

- Кроме нас, их контролировали два канадских судна и одно Евросоюза. Правила предполагают равномерное распределение пресса контроля на рыболовные суда, поэтому нам удалось проверить только пять. В районах, регулируемых конвенцией, нарушений, как правило, очень мало, а если и есть, то незначительные. Это объясняется тем, что там правила рыболовства весьма либеральные, ведь эта зона находится за пределами юрисдикции прибрежных государств.

После того как «Териберка» вошла в открытую часть Норвежского моря, компанию ей составило судно норвежской береговой охраны «Столбас». Встреча эта не была случайной.

- Она была запланирована российско-норвежской комиссией по рыболовству, - уточняет Николай Емельянов. - Такие совместные рейды по проверке российских и иностранных рыболовных судов проводились и раньше, но их было очень мало. План нынешнего взаимодействия предполагал, что два дня российская группа проведет на норвежском судне, а затем их инспектора поработают на нашем пароходе. Вот так, международным составом, и вели проверки в открытой части Норвежского моря. В то время там шел промысел окуня и атланто-скандинавской сельди. Погода была сложная, штормило. Нам удалось проверить два судна - фарерское «Скалаберг», промышлявшее окуня, и российское «Иосиф Шмелькин», занимавшееся ловом сельди.

К нашим рыбакам у инспекторов претензий не возникло, а вот на фарерском судне было замечено нарушение правил маркировки замороженного продукта. Не бог весть какое преступление - к разряду серьезных оно не относится, и рыбоохрана в таких случаях применяет меры рекомендательного характера. Только вот злоупотреблять добродушием инспекторов не стоит. Если их рекомендации не возымеют действия, в следующий раз нарушителю могут грозить более серьезные санкции.

- Каких-либо разногласий во время работы между нашими и норвежскими инспекторами не было. Отношения сложились очень доброжелательные, даже дружеские. Думаю, что в будущем такое взаимодействие продолжится и будет более широкомасштабным, - сказал в заключение беседы Николай Емельянов. - Но особенно меня порадовало то, что Россия возвращается для патрулирования в район Западной Атлантики. Я там был в последний раз в 2001 году на канадском судне береговой охраны с целью инспектирования российских судов.

После выхода из открытой части Норвежского моря пути российских и норвежских инспекторов разошлись. «Териберка» отправилась сначала в Северо-Восточную Атлантику, а затем в район архипелага Шпицберген. Там российские суда вели лов черного палтуса, трески и пикши. Инспектора проверили пять из них. Ни один экипаж правил ведения промысла не нарушал.

Фото: Федосеев Л. Г.
Российские рыбоохранные суда возвращаются для патрулирования в Северо-Западную Атлантику. Рыбоохранное судно «Териберка». Инспектор Николай Емельянов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Российские рыбоохранные суда возвращаются для патрулирования в Северо-Западную Атлантику. Рыбоохранное судно «Териберка». Инспектор Сергей Сотник.
Фото: Федосеев Л. Г.
Российские рыбоохранные суда возвращаются для патрулирования в Северо-Западную Атлантику. Рыбоохранное судно «Териберка».
Фото: Федосеев Л. Г.
Российские рыбоохранные суда возвращаются для патрулирования в Северо-Западную Атлантику. Рыбоохранное судно «Териберка».
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ