80 лет - что они означают в жизни нашей планеты, отдельного народа или государства? Срок этот вполне соизмерим с человеческой жизнью.

А она, как поется в популярной некогда песне, - «только миг, ослепительный миг»… Но миг вполне достаточный, чтобы оглянуться и оценить прошлое. С этих философско-исторических позиций я и отметил информацию из календаря: «Осенью 1928 года в СССР началась первая пятилетка». И хотя сейчас отношение к советскому прошлому не всегда позитивное, все же решился коснуться этой темы.

Итак, в октябре 1928 года Советский Союз начал осуществлять первый пятилетний план развития народного хозяйства. «Социалистическая индустриализация» - под этим флагом стартовали пятилетки. Сейчас этот термин пытаются заменить иным - «индустриальная модернизация», но это не меняет сути дела. Тогда советское государство стало создавать мощную промышленность, развивать те отрасли хозяйства, которых не было в старой России и без которых нельзя было тягаться с другими странами. В первой пятилетке строились три автомобильных завода (в Москве - ЗИС, Горьком - ГАЗ, Ярославле - ЯАЗ, выпускавший пятитонные грузовики), три тракторных гиганта (в Сталинграде, Челябинске, Харькове), возникли новые машиностроительные гиганты в Свердловске, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре. Бурно развивались Магнитка, Донбасс, Криворожье, Кузнецкий бассейн.

Вы скажете, зачем вспоминать вроде бы прописные истины? Но прописные они только для старшего поколения. А я, признаюсь, едва ли не ежедневно замечаю, что молодые люди очень мало знают о том периоде жизни собственной страны, не представляют, какой рывок она совершила. А ведь до той поры у нее было очень мало машин и механизмов, и многие крупнейшие, в том числе и названные, объекты создавались с помощью тачки, лопаты, лома и кувалды.

Чтобы было легче понять, пусть и в общих чертах, ту эпоху, приведу несколько фактов. В стране только что был достигнут довоенный, 1913 года, уровень производства, да и то не по всем показателям - отставали энергетика, лесное хозяйство, животноводство. Существовали трудности со снабжением - даже пришлось вводить карточную систему, которая существовала до 35-го.

СССР тогда жил по особому календарю: привычных нашему пониманию недель не было, население пять дней работало, на шестой отдыхало. Таким образом, каждый месяц нерабочими днями были 6, 12, 18, 24 и 30-е число. Хозяйственный год (и финансово-бюджетный тоже) начинался не 1 января, как сейчас, а 1 октября (наследие царской сельскохозяйственной России, где именно с октября подбивали «бабки» урожая и планировали новый), поэтому во всех документах тех лет читаем: 1927/28, 1928/29 год; то есть с 1 октября по 30 сентября. Светские праздники были иными, не теми, что сегодня. Нерабочими считались 9 января - день Кровавого воскресенья, юбилеи Февральской революции, Парижской коммуны (18 марта) и некоторые другие даты.

Церковь и религия были в немилости, атеизм шел в наступление. В 1931-м был разрушен храм Христа Спасителя в Москве.

Политический фон: борьба за власть в Москве подходила к концу. Блок Троцкого почти разгромлен, а сам вождь оппозиции отправлен в ссылку. Сталин стал единоличным лидером партии и страны. Именно он выдвинул новые лозунги: «Пятилетку - досрочно!», «Догоним и перегоним Европу и Америку!»

Важный элемент индустриальной политики конца двадцатых - началось интенсивное освоение окраин России, в том числе и нашего Мурмана. Сейчас, к сожалению, многие не знают, что промышленное строительство в Хибинах началось в первую пятилетку, что создание рыбной промышленности Мурмана осуществлялось именно в те годы.

Что же дала первая пятилетка Мурману?

Один из важнейших ее результатов - именно форсированное развитие рыбных промыслов. В стране не хватало мяса, скудость белковой пищи можно было сравнительно быстро восполнить рыбой. Эту рыбу - треску и сельдь - должен был дать Мурман. Такую задачу нельзя решить с помощью шняк, ел, карбасов и даже мотоботов. Понадобились новые траулеры, их закупали в Европе - в Германии, Италии, Дании. За первую пятилетку их число в Мурманске выросло с 17 до 54. Наряду с рыбодобычей развивался и рыбообрабатывающий комплекс. В 1932 году, в последний год первой пятилетки, Мурман дал стране более полумиллиона центнеров рыбы.

Началось освоение Хибин, в 1929 году возник трест «Апатит». А с ним на Кольском полуострове родилась и новая отрасль - горно-химическая. Кстати, стройка в Хибинах не значилась в планах пятилетки - она была сверхплановой и ударной. Однако продукция этого предприятия была чрезвычайно необходима стране: шла коллективизация, колхозам нужны были минеральные удобрения. Скот-то крестьяне забили, и органики - навоза - не хватало…

Для новых предприятий требовалась электроэнергия, и на Кольском полуострове началось осуществление (правда, с опозданием) плана ГОЭЛРО - государственной электрификации России. На Ниве сооружалась первая ГЭС края - Нива-2, а в Мурманске и Хибиногорске были построены тепловые электростанции.

Так как население росло не по дням, а по часам, увеличились объемы жилищно-коммунального и культурного строительства. Основным материалом была древесина, поэтому лесная промышленность тоже находилась в центре внимания властей. Памятники культурного строительства тех лет в Заполярье - Дворец культуры имени Кирова в Мурманске и кинотеатр в Кировске (бывший «Большевик»).

На Кольском полуострове были сделаны новые шаги в развитии транспорта: в Хибины протянули 25-километровую железнодорожную ветку и мощенную камнем дорогу. На Мурмане впервые появились автомобили - правда, не отечественные, а американские.

Ликвидация неграмотности, появление радио и новых местных газет, небывалый размах геолого-разведочных работ, начало освоения Арктики (в 1932 году возникло управление Главсевморпути) - перечень достижений первой пятилетки можно было бы и продолжить.

Но нельзя забывать, конечно, и о темных сторонах индустриализации. При строительстве использовался труд кулаков-спецпереселенцев, различного рода сосланных, заключенных. Пот, а нередко и жизни невинно репрессированных людей - в фундаментах многих крупных объектов… В общем, всё, в том числе и этот период, надо рассматривать в комплексе, в соответствии с истиной и здравым смыслом.

Алексей КИСЕЛЕВ, краевед