Растет поток жалоб северян на качество жилищно-коммунальных услуг. Количество обращений в жилищную инспекцию за 9 месяцев этого года почти на 54 процента выше, чем за тот же период минувшего.

- Такая динамика вызывает у нас сильное беспокойство, - заявил на прошедшей вчера пресс-конференции, посвященной этим проблемам, главный государственный жилищный инспектор Мурманской области Юрий Дунин. - Больше всего претензий к кровлям. Тревожит людей также состояние подвалов, подъездов, фасадов, фундаментов, лестничных клеток и прочего.

Главную причину роста количества жалоб он видит в том, что собственники большинства жилых домов не имеют представления о том, что входит в состав общего имущества их дома и сколько стоит его обслуживание. Постановление федерального правительства № 491 обязывает владельцев помещений многоквартирного дома согласовать с управляющей организацией и утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, которые будут оказывать управляющая компания или ТСЖ. Для каждого здания цифры должны быть свои, потому что нет двух домов с одинаковыми проблемами, как нет двух одинаковых больных. Госжилинспекция запросила у всех управляющих организаций расшифровку стоимости обслуживания квадратного метра домов, которыми они управляют. Оказалось, что только там, где созданы ТСЖ или ЖСК, это требование выполняется правильно. Члены товариществ собственников жилья твердо знают, какие конкретно работы будут проводиться, какова их стоимость, и четко контролируют выполнение обязательств. А вот управляющие компании (УК) в своих перечнях отделываются лишь общими, ни к чему не обязывающими фразами: ремонт кровли - по мере необходимости и т. п.

- Такая ситуация не устраивает ни инспекцию, ни население, - заявил Юрий Дунин. - Но винить только управляющие компании нельзя, поскольку забота об общем имуществе дома возложена законом на собственника, а жильцы просто не хотят этим заниматься. Чтобы изменить ситуацию, сдвинуть ее с мертвой точки, им необходимо понять: налаживать отношения с управляющей компанией нужно не при помощи жалоб, а используя экономические рычаги и конкуренцию. Если УК плохо справляется со своими обязанностями, надо отказаться от ее услуг и нанять другую. А за невыполненные обязательства требовать перерасчета.

Больной темой остается капитальный ремонт. Главный госинспектор пояснил, что государство оставляет за собой эту обязанность. Чтобы казенные средства использовались наиболее эффективно, был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но беда в том, что наша область пока не выполнила условия, позволяющие претендовать на помощь фонда. Причина одна: слабая активность населения в управлении своим имуществом и недостаток информации.

- Если во всех муниципальных образованиях будут основательно поддерживать население в создании ТСЖ, то люди перестанут опасаться, что останутся один на один с проблемами капитального ремонта. В Кандалакше, например, собственники попытались создать ТСЖ, но встретили решительное сопротивление. Причем со стороны не только администрации, но и ресурсоснабжающих организаций. Сейчас в муниципалитетах области создаются группы по организации ТСЖ, и в 2009 году мы, наверное, получим деньги фонда, чтобы решать проблемы кровель, лифтов, выполнять другие дорогостоящие работы, которые нельзя переложить на карман собственников квартир.

По-прежнему много жалоб на перепланировки. Даже если они узаконены, неприятностей для соседей от них ничуть не меньше. Тут остается надеяться на совестливость тех, кто проводит серьезные работы в своих квартирах.

Что же касается коммунальных услуг, недовольных ими становится меньше. Это объясняется участием многих муниципальных образований в программе «Новые технологии ЖКХ - гарантии качества жизни». Основное ее направление - замена ветхих инженерных коммуникаций внутри зданий на пластик. В Печенгском районе это сделано в 95 процентах многоквартирных домов, в Островном и Снежногорске - более чем в 80 процентах. Нет никаких жалоб на отопление от жильцов тех домов, где применена новая технология его регулировки. Примером может служить станция Кола.

Главный жилищный инспектор сообщил, что сейчас «пятерку недовольных» возглавляет Териберка. Если в среднем по области на тысячу квартир приходится 2,5 жалобы, в Териберке - 15. Второе место держит Кола, за нею следуют Кольский район, Мурманск и Кандалакша.

Лучше всего дела обстоят в Оленегорске, Мончегорске, Заозерске, Апатитах и Полярном. Во всех этих муниципальных образованиях активно внедряются новые технологии.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ