В прошедший четверг министр образования и науки Мурманской области Василий Костюкевич рассказал журналистам о приоритетных направлениях развития системы образования в Кольском Заполярье. Главное, чему будет уделяться особое внимание в этом году, подчеркнул министр, - это повышение качества образования. Независимо от места жительства ребенок должен получать качественные знания.

И не в последнюю очередь этому должны способствовать ресурсные центры. В нынешнем году в области их будет уже 26 (в прошлом было 19). Что такое ресурсный центр? Это профильная школа старшей ступени, в каждой параллели которой минимум три класса: три десятых и три одиннадцатых. Если она на базе средней школы, дети посещают ее с первого по одиннадцатый класс, при условии что их устроит предложенный в старших классах профиль.

В этой связи в области уже происходит реорганизация школ. Какие-то из них становятся девятилетками, какие-то - начальными. Сами же ресурсные центры появляются на базе наилучшим образом зарекомендовавших себя учебных заведений.

Количество учащихся старших классов неуклонно сокращается, и эта тенденция будет сохраняться до 2015 года. Нерационально в каждой школе иметь один десятый и одиннадцатый классы, да еще не полностью укомплектованные. Ведь независимо от того, пять человек в классе или двадцать пять, согласно требованиям федеральных властей учебный процесс должен быть оснащен самым современным оборудованием. Опять же для 26 ресурсных центров легче найти опытных преподавателей - учителей первой и высшей категории, которые уже показали высокие достижения.

В результате, подвел итог Василий Костюкевич, в городах, таких как Оленегорск, в закрытых территориальных образованиях, кроме Североморска, будет по одному ресурсному центру, остальные школы переводятся в основные, то есть с обучением до девятого класса.

Легче, конечно, будет в больших городах, где несколько ресурсных центров позволят ученику выбрать, какие предметы в каком центре изучать, - такое будет допустимо. В глубинке должно выручить дистанционное образование, которое также начнет активно развиваться. Центрами дистанционного обучения станут школы информатизации. В этом году в режиме эксперимента предполагается создать до 14 таких школ.

- Задача состоит в том, чтобы в процессе обучения максимально повысить объем применения информационно-коммуникативных технологий, на которые приходится пока лишь незначительное количество времени, до 10 процентов, - заметил Василий Костюкевич. - Как, например, изучать мировую художественную культуру с помощью одной только школьной библиотеки? А через Интернет можно увидеть и услышать весь мир. Даже на уроках физкультуры уже задействован Интернет. Школы информатизации отработают эти технологии по различным предметам и впоследствии распространят свой опыт на остальные учебные заведения.

Рассказал Василий Костюкевич также и о том, в какой форме нынче будет проходить аттестация девятиклассников. В 2009 году все они будут сдавать экзамены муниципальным комиссиям, а в будущем, возможно, станут сдавать экзамены по технологии ЕГЭ. Но произойдет это не скоро.

Систему профессионального образования также ожидают большие изменения, которые требуют внесения коррективов и в форму работы, и в ее тактику. Уменьшение в этом году количества выпускников на 21 процент по сравнению с прошлым годом повлечет и уменьшение количества студентов-очников. Количество заочников, заметил Костюкевич, давно сокращается. У вузов возникнут проблемы, драка будет идти за каждого абитуриента, прочит министр. Это коснется также средних и начальных профессиональных образовательных учреждений. Положение обострится еще и тем, что с нынешнего года введен в штатный режим Единый государственный экзамен. Все поступающие, в том числе в негосударственные вузы, на очное отделение будут сдавать экзамены в форме ЕГЭ. А это очень серьезное испытание для 18 негосударственных филиалов и двух вузов, которые действуют у нас в области. Одно дело - принимать в вуз по результатам собеседования, как практиковалось в некоторых учебных заведениях до этого, другое - только по ЕГЭ, с учетом минимального количества набранных баллов (это может быть 40-45 баллов), ниже которого зачислять в студенты уже нельзя. Эту планку установит Рособрнадзор ближе к экзаменам по ЕГЭ, а может, даже и после них, пообещал Костюкевич.

- А то ведь как порой было, - высказался он по этому поводу, - некоторые вузы брали даже тех, у кого по ЕГЭ 25 баллов, а то и вовсе 1 балл. Это уже двоечники. Ясно, что с введением нижней планки можно прогнозировать уменьшение количества студентов в наших вузах. Филиалы, где по 200-300 студентов, будут испытывать очень большие проблемы. На заочное отделение пока еще разрешается поступать по экзаменам, которые устанавливают вузы. Но только тем абитуриентам, которые закончили школу до 1 января 2009 года.

Повышаются требования и к условиям аккредитации высших учебных заведений. Как обещал Рособрнадзор, это произойдет к концу учебного года. Поэтому возможна потеря учебным заведением своего статуса, дополнил картину перемен в профессиональном образовании Костюкевич. Он с удовлетворением напомнил о благополучном прохождении аккредитации нашим педуниверситетом и выразил надежду, что такой же успех постигнет и технический университет, проверка которого закончится на этой неделе.

- Тогда мы начнем работать по первому варианту стратегии изменения высшей школы Мурманской области, - объяснил Василий Филиппович, - варианту, который предполагает слияние двух университетов области. Количество детей уменьшается, нет никакой целесообразности иметь их два. Но это вопрос 2015 года.

Также в этом году в сфере образования планируется осуществить два новых проекта. Это создание центра реабилитации несовершеннолетних наркоманов на базе Оленегорской школы-интерната. Уже есть медицинское оборудование, есть условия на 20 коек, есть штаты. Есть готовность приступить к работе.

Второй проект - дело совсем новое. В области появится центр дистанционного обучения детей-инвалидов на дому. Сегодня 146 детей-инвалидов обучаются на дому с помощью навещающих их учителей.

- Старшеклассникам, которые хотят дальше учиться, дистанционное обучение предоставит возможность получить дополнительное образование, которое приходящие на дом учителя дать не могут. Перед ними откроется другой мир, - рассказал Василий Костюкевич.

Таким образом, год сулит большие перемены, которые должны привести к искомому - повышению качества образования.

Галина ДВОРЕЦКАЯ