Завтра автоколонна № 1118 отметит свой юбилей. Первые 15 лет в истории города в нем не было ни одного автомобиля. Когда летом 1929 года к нам приезжал Максим Горький, его возили по столице Заполярья в конной пролетке.

Но уже в первом генеральном плане Мурманска, утвержденном в 1931 году, говорилось о перспективах развития городского автотранспорта. Наконец 1 марта 1934 года приказом по окружному отделу коммунального хозяйства автомотобаза была отделена от гужевого транспорта и стала, выражаясь современным языком, самостоятельным юридическим лицом.

Первый весенний день ровно 75 лет назад стал днем рождения пассажирского автотранспортного предприятия на Кольском полуострове - ОАО «Автоколонна 1118».

Четыре километра через два ручья

Первый (и единственный в 1934 году!) мурманский автобус имел всего лишь 15 сидячих мест, но в час пик в него набивалось до 40 пассажиров. Курсировал он между двумя главными культурными точками города - от деревянного кинотеатра «Северное сияние» до клуба моряков, преодолевая две естественные водные преграды. По дну оврага, где сейчас торговый центр «О,кей», бежал Варничный ручей, и через него был перекинут деревянный мост. А вот безымянный ручей, вытекавший из оврага, где нынешний Центральный стадион, моста не имел, и его приходилось объезжать стороной. Общая протяженность первого маршрута составляла 4 километра, автобус курсировал с 7 утра до 12 часов ночи, совершая за это время 26 рейсов.

К концу 1936 года в Мурманске появились уже три автобусных маршрута - добавили рейс вдоль береговой линии залива до Росты и первый межгород - до Колы. Число автобусов в городе увеличилось до семи, но не хватало запчастей, а главное - классных шоферов.

Положение заметно улучшилось в 1938 году, после преобразования Мурманского округа Ленинградской области в самостоятельную область. Из Горького прибыло пять новеньких отечественных автобусов, сделанных на базе легендарной полуторки. Маршрут до Росты стал и рейсом в первый наш гражданский аэропорт. В Мурманск с лета 1938 года из Ленинграда ежедневно начали летать пассажирские самолеты-амфибии, садившиеся на акваторию Кольского залива возле Росты.

Война разрушила и город, и зародившийся городской пассажирский транспорт…

Очевидец автоистории

Но если довоенную автоисторию Мурманска я кратко пересказал по общеизвестным краеведческим публикациям, то о послевоенной мне буквально вчера поведал старейший мурманский шофер Николай Трофимович Юрасов. 83-летний ветеран по сей день работает в автоколонне № 1118!

В 1946 году демобилизованный боец Николай Юрасов с орденом Красной Звезды и медалью «Запобеду над Японией» на груди приехал в Мурманск по так называемому оргнабору под девизом «Восстановим разрушенные города СССР!». Бывший тракторист из саратовской деревни пересел за баранку грузовика, возил кирпич на восстановление кинотеатра «Родина», краеведческого музея и на строительство жилья по улице Комсомольской, трубы - для водопровода от Питьевого озера до рыбокомбината, бетон - для возводившейся в районе Больничного городка тюрьмы…

Но в 1954 году опытного водителя переманил автобусный парк. Шоферы были в таком дефиците, что переход Юрасова из «Мурманскстроя» в пассажирскую автоколонну узаконил только суд между двумя хозяйствующими субъектами!

Автопарк располагался тогда на берегу Варничного ручья возле нынешней зеркальной громады Сбербанка. Два десятка автобусов ЗИС стояли под открытым небом, а ремонтировали их тут же безо всяких теплых боксов! До сих пор эти яркие желто-красные тупорылые машины, первые в СССР без привычного капота перед кабиной, но с тремя зелено-красно-оранжевыми фонарями над лобовым стеклом, поминают добрым словом мурманские старожилы.

До 2001 года Николай Трофимович водил автобусы по городским и пригородным маршрутам, последние годы трудится в парке ночным слесарем электропароподогрева автобусов, готовит их к утренней смене.

- Меня автопарк омолаживает! - смеется ветеран. - И все люди здесь мне как родные.

«Кондуктор не спешит, кондуктор понимает…»

Не намного меньше трудовой стаж и у кондуктора Зинаиды Пригодич - без трех месяцев 49 лет, и всего лишь одна-единственная запись в трудовой книжке: «Принята на работу кондуктором 1 июня 1960 года».

Если сядете на пятом маршруте в автобус с самой тихой, спокойной и добродушной женщиной-кондуктором, знайте: это она, Зинаида Петровна.

Помнится, в булгаковском «Собачьем сердце» главный герой в образе Шарика называл профессию кондуктора, как бы это сказать помягче… ну, в общем, нервной.

Кондуктор Зинаида Пригодич - из тех песенных кондукторов, кто не спешит и все понимает.

Отец-фронтовик умер от недоедания в голодный 1946 год. Мама одна не могла прокормить в глухой вологодской деревушке четверых детей. Сначала в рыбный Мурманск рванули старшие сестренки, а в пятнадцать лет вслед за ними приехала и Зина. Чтобы не сидеть на шее сестер, бросила десятый класс вечерней школы и устроилась кондуктором в автоколонну № 1118. Думала, временно, а оказалось - насовсем.

Муж - электрик, сын и дочка, три внука и крохотная внучка Надя, уже узнающая бабушку. А Зинаида Петровна как обилечивала мурманчан на 5-м маршруте, так и обилечивает.

- В городе работать удобнее, - поясняет знаток «процесса обилечивания», - оторвала один билетик и переходишь к следующему пассажиру. А на пригородном маршруте приходится разбираться в билетах с разных катушек по разной цене. Морока, хотя и пассажиры поспокойнее и все в основном знакомые. Да и не бывает у меня почему-то конфликтов, не получаются у меня ссоры с пассажирами!

Семейные маршруты

На этом же пятом маршруте водит автобус и Иван Бахмат. За 34 года ему довелось покрутить баранку на всех одиннадцати городских и одиннадцати пригородных маршрутах автоколонны. Самый длинный городской маршрут - № 24, от улицы Ленинградской на ту сторону залива через Кольский мост до Абрам-Мыса (этот поселок «приписан» к Первомайскому округу).

А самым сложным среди водителей считается маршрут № 18 - от Фадеева ручья через Восточный микрорайон в Ленинский округ, почти к самому заливу, до улицы Ковалева. Именно Иван Гордеевич произнес знаменательную фразу: «Летуны у нас не задерживаются». И упомянул о семейных экипажах и даже рабочих династиях на предприятии.

В автоколонне 11 водителей работают в одном автобусе с женами-кондукторами. Правда, есть и исключения. Так, Александр и Евгения Тереховы выходят на смену по очереди: у них двое детишек, и кому-то из супругов надо быть дома, пока другой на работе.

А один из опытнейших водителей - Иван Павлович Колесов привел обоих своих сыновей! Старший Александр несколько лет здесь отшоферил, пока не закончил заочно юрфак Московского экономического института и стал юрисконсультом автоколонны.

- Я с детства помню все номера всех папиных автобусов, - говорит Александр.

А младший Анатолий, закончив автотехникум, работает здесь инженером по безопасности движения и одновременно учится на 4-м курсе МГТУ, разумеется, на автодорожном факультете.

Колонна в движении

- Наш коллектив, а это 1015 человек, - рассказывает генеральный директор ОАО «Автоколонна 1118» Андрей Варзугин, - выжил в самые трудные времена, когда, практически не получая дотаций из бюджета, мы перевозили 64 категории льготников!

Сегодня в автоколонне более 200 автобусов, но многие из них давно состарились. По нормам ежегодно нужно бы списывать в утиль до 16 единиц автотехники, а не получается. Поражает самоотверженная работа ремонтников, поддерживающих парк автобусов на ходу.

В ближайших планах предприятия - внедрить комплексное обслуживание городских пассажиров, пуская по одному маршруту и обычные автобусы, и малые по примеру популярных «маршруток». Крупный автобус выполняет все обязательства по социальным перевозкам, а малый становится реальной альтернативой частным «маршруткам».

- Мы не ставим цель вытеснить «маршрутки», - поясняет Андрей Игоревич, - но мы за то, чтобы навести порядок на городских улицах. У нас уже есть положительный опыт такой работы на 18-м маршруте, где мы пустили в дополнение к ЛиАЗам микроавтобусы «Форд».

75-летнего юбиляра ждут большие перемены. Будем надеяться, хорошие.

Фото: Вишневский Павел
Пересменка. Кондукторы Наталья Меньшикова, Галина Козлова, водители Сергей Волков, Алексей Громовой, Геннадий Сидоренко, Иван Севастьянов и Иван Бахмат.
Фото: Вишневский Павел
Зинаида Пригодич.
Фото: Вишневский Павел
Николай Юрасов.
Павел ВИШНЕВСКИЙ