14. Кольская Чукотка

Давайте посмотрим на карту России. Арктический фасад нашей державы ограничен по краям двумя выступами - двумя полуостровами. Один расположен на западе, в Европе, другой на востоке, в Азии. Между ними многие тысячи километров. И чего, казалось бы, общего, кроме принадлежности одному государству да омывающего оба Ледовитого океана? Однако кинематографисты это общее нашли... Об одном из «чукотских» фильмов, сделанных в нашем крае, о ленте «Гость», я уже писал. Но были и другие.

В 1966 году на «Ленфильме» запустили в производство картину «Начальник Чукотки»... Начало двадцатых. Комиссара Глазкова посылают к чукчам - устанавливать советскую власть. По пути в стойбище Уйгунан тот умирает, и к месту назначения добирается только молодой паренек Алеша, писарь, который волей случая и становится начальником Чукотки. Он упраздняет личным приказом полномочия прежнего царского представителя, наводит во всем революционный порядок и зарабатывает для республики миллион долларов, собирая налоги с иностранцев, закупающих здесь пушнину.

Фильм этот знаком, пожалуй, каждому. А вот то, что сюжет основан на реальной истории, знают далеко не все. Да, был у главного героя реальный прототип: комиссар Алексей Бычков первым стал брать пошлину с американских купцов, приезжавших к чукчам за мехами. Действовал решительно и вскоре накопил значительную сумму в иностранной валюте. Но время было смутное, власть менялась часто, и вскоре Бычкову пришлось бежать. Комиссар пересек Берингов пролив, попал на Аляску, оттуда отправился в Калифорнию, чтобы переплыть океан и оказаться в итоге в Питере. Добирался, естественно, долго, с приключениями, а прибыв в город на Неве, направился в ЧК - сдавать деньги. В отличие от ленты, где все заканчивается хорошо, судьба комиссара оказалась плачевной - его репрессировали... Но, конечно, у фильма, снимавшегося в те годы, такого финала быть не могло.

Для чукотских пейзажей «Начальника» и пригодилась - в очередной раз - зимняя натура Мурманской области. С Чукотки на Кольский Север доставили реквизит, в том числе и живой - собачьи упряжки, привезли человек 20 чукчей - для достоверности - и работа закипела.

Вот что рассказывал на страницах «Комсомольской правды» режиссер картины Виталий Мельников: «Конечно, все понимали, что снимать в течение года Чукотку на Чукотке практически невозможно. Тем не менее на некоторое время мы слетали туда на разведку - узнать, как живут чукчи, каков их быт. А снимать стали на Кольском полуострове. Нашли плато Расвумчорр, что неподалеку от Апатитов, рядом с городом Кировском. Оно достаточно высокогорное. Зима там длится дольше, снега много. Построили там становище. Актеры, которые не были заняты в театрах, жили там же, а вот народный артист СССР Алексей Грибов, я считаю, совершил настоящий подвиг. Ему приходилось два раза в неделю с пересадками летать из Москвы через Ленин-град в Кировск и обратно. А учитывая, что было ему где-то под семьдесят, давались ему эти перелеты с трудом. Но история наша Грибову нравилась, он к работе относился с любовью и трепетом. И очень мне, молодому режиссеру, помог и советом, и делом».

Известный киновед Виктор Демин мытарства Грибова, сыгравшего лукавого чиновника Храмова, описывал так: «Автомобиль ждет у театра, сразу после спектакля артист садится в «Стрелу» и ночь едет в Ленинград. Здесь с вокзала его везут в аэропорт, к трапу специально задержанного самолета в Кировск. Иначе не получалось. И после всего этого Грибов, уже не юноша, встает перед камерой, а через день или два, иногда, впрочем, в тот же день, вечером, летит обратно. И - ни слова жалобы, ни одного недовольного вздоха, ни малейшего спора с режиссером-дебютантом».

Этот фильм, где едва ли не впервые революционная тематика была обыграна в комедийном ключе, имел шумный успех. В том же 1966 году его посмотрели в Советском Союзе 15 миллионов 700 тысяч зрителей. Масштабная, с размахом, премьера прошла и в мурманских кинотеатрах. В 1968-м лента получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на Всесоюзной неделе детского фильма. Ее - одну из немногих - купили американцы. Фразочки, наподобие «Эх, товарищ отселенный!», «Четыреста двадцать три кролика - это в целом корова», «Товарищи, здесь карают государственных преступников? - Здесь, здесь, проходи, мальчик», цитировала тогда вся страна. Хотя картине достались не только розы, но и шипы. «Указанный фильм грубо искажает историческую правду об установлении советской власти на Чукотке», - возмущались в коллективном письме сотрудники лаборатории истории магаданского Северо-восточного комплексного НИИ Академии наук СССР. Однако в целом признание было очевидным.

В картине сыграл одну из своих лучших ролей Михаил Кононов, чей актерский дуэт с Алексеем Грибовым стал классикой советского кино. Кстати, Кононов потом неоднократно бывал на Кольском полуострове, участвовал в областных кинофестивалях, причем добирался даже до таких дальних уголков нашего края, как Гремиха - нынешний Островной. «Начальника Чукотки» и сейчас знают, помнят и любят.

Е

ще раз «чукотскую» натуру снимали в Хибинах двумя десятилетиями позже - в 1978-м. Тогда шла работа над фильмом «След росомахи» по мотивам одноименного рассказа самого известного писателя-чукчи - Юрия Рытхэу. Сценарий представлял собой модернизированный вариант старинной чукотской легенды о любви молодого охотника и дочери солнца.

«Мы приехали в Мурманскую область за снегом и похожими на чукотские пейзажами, - вспоминал позже исполнитель главной роли Юрий Хван. - Разведка с воздуха доложила, что все это есть на плато Расвумчорр. И поэтому каждый день из города Апатиты на автобусах и вездеходах мы ездили по 30 километров туда и обратно, и 8-10 часов... стыли под порывами ветра на морозе в 15-20 градусов».

Он же рассказывал потом живописные подробности происходившего в нашем крае кинодейства: «Съемки на плато Расвумчорр. Припасенные бутерброды съедены, горячий чай в термосах выпит, а конца края работе нет. Народ, голодный, холодный, злой, прячется от колючего ветра. Все сидим и ждем, когда выглянет солнце, так как прибор светочувствительности показывает: света для пленки не хватает. Сколько раз нам приходилось сталкиваться с этой зависимостью от природы на натурных съемках - не счесть. Если вы возьмете продолжительность обычного кинофильма - где-то 1 час 10 минут или 1 час 20 минут - и сравните с затраченным на его производство временем (например, только моя роль была рассчитана на 100 съемочных дней да плюс еще время на выбор натуры, монтажный период, время на озвучание картины), то тогда вам будет понятно, что такое киносъемка по произведенным затратам времени...»

П

равда, несмотря на все те усилия, ныне «След росомахи» уже почти занесен ветром времени и еле различим на фоне других, более заметных лент. А вот картина Александра Рогожкина «Перегон» на виду и в прямом, и в переносном смысле слова. Она снималась совсем недавно, ее продолжают смотреть и обсуждать.

Фильм, показывающий войну без войны - повседневную жизнь маленького аэродрома на Чукотке, через который перегоняют на фронт ленд-лизовские «аэрокобры», делали в том числе и на Кольском полуострове. Киногруппа во главе с режиссером приехала в Мурманск 25 мая 2005 года, с 1 июня начались съемки, продолжавшиеся около двух недель. В этот период шла работа над пятью эпизодами с участием звезды современных сериалов Даниила Страхова, специально привезенных чукотских актеров и массовки.

Интересны впечатления, оставшиеся от нашего края у Страхова, исполнившего роль начальника аэродрома капитана Лисневского: «Природа тех мест поразила мое воображение, - пояснял он в одном из интервью, - там все другое. Другое небо. Другая земля. Другая вода. Другие люди. Меня поразило, что там, в этом маленьком поселке под названием Заполярный, люди не ложатся спать до четырех, до пяти утра. Бродят по улицам. В основном молодежь, конечно. Им нечего делать - нет ни дискотек, ни других мест развлечений. И при этом они не пьяные. Я порадовался за местную крепкую заполярную семью, которая держит подрастающее поколение в жестких рамках».

Снятые на нашей земле кадры, пожалуй, во многом были бы иными, если бы не помощь, которую оказал кинематографистам мурманский писатель, краевед, поисковик Михаил Орешета, вдоль и поперек исходивший Кольский полуостров. Ему и предоставлю слово, совместив отрывки из нескольких интервью, опубликованных в разное время в областной прессе. Итак:

- Позвонил из Питера Дима Рачков, который был назначен директором рогожкинской картины «Перегон»: «Мне сказали, что вы можете нам здорово помочь, поскольку действие в «Перегоне» происходит на Чукотке. А туда ехать никаких денег не хватит, это нереально. Поэтому мы ищем «натуру», которая бы Чукотке соответствовала». Я ответил: «Да нет проблем! Приезжайте! Я вам такую Чукотку покажу!». Следом за этим звонком приехал Рогожкин... Мы определили точки для съемок, потом в течение года почти шла какая-то работа, мне звонили, советовались, информацию уточняли. Моей основной задачей был выбор площадок под какие-то сценарные эпизоды. Допустим, пролет самолета, проход чукчей, охотников. Рогожкин, к примеру, мне говорил: «Мне нужно, чтобы скалы выглядели так, а море - так». Я сидел, думал, вспоминал наш Кольский край, потом мы ехали в намеченные мной места, я их показывал...

Рогожкин очень скрупулезно подходил к деталям. Если хоть какая-то мелочь, хоть пуговка на форме ему не понравится, приходилось гонять машину в Заполярный и доставать. Так, в самой первой сцене фильма, где чукча охотится на моржа, Рогожкину чего-то не хватало, но он сам не понимал чего. А когда увидел мою мятую фронтовую кружку, которую мне подарил один Герой Советского Союза, попросил ее для съемок. Она появилась на крупном плане. Доставать приходилось многое: военную амуницию, оленьи меха, гидрокостюмы...

Многим покажется, что самолеты, то и дело ревущие в кадре, нарисованы на компьютере. Ан нет! Это были реальные Як-52. В воздухе держалось до девяти самолетов, которые летали со старого аэродрома в Мурмашах. Но когда камни с его покрытия повредили винты, истребители стали летать из Килпъявра. Съемки с их участием стали самыми сложными, ведь надо было, чтобы машины оказывались в кадре в нужное время и летели в нужном направлении...

В Мурманской области были в основном военные сцены. Много было задействовано наших ребятишек из Печенги, Заполярного. Потом - морпехи участвовали в съемках, пограничники. Пятиклассник Сережа одной из школ Заполярного прослыл прямо-таки фантастическим актером! Он играл внука главного героя, Сергея Ивановича, три дня участвовал в съемках! Мало того, просто потряс всех своим талантом. Так и заявлял: «Как я люблю сниматься в фильмах!». Я у него как-то спросил: «Сереж, а в скольких фильмах сняться-то уже успел?» «Вообще, «Перегон» - в моей актерской практике первый, - ничуть не растерялся пятиклассник, - но в фильмах все равно сниматься люблю!»

Вот такой эпизод: работаем на побережье Печенгского залива. И съемка не идет... Я видел, что Рогожкину это очень не нравится, но сначала не мог понять, почему. А потом понял - цвет воды! Потому что в Печенгском заливе вода мутная и на морскую никак не тянет. Я подошел к Рогожкину, говорю ему: «Вот цвет воды...» Он с досадой отвечает: «Да я сам вижу! Жду, когда тут все «устаканится»!» Я объяснил, что тут никогда ничего не «устаканится», просто в этом заливе вода такая. Почти сразу режиссер объявил: «Съемки прекращаем!» И начал обрисовывать мне, какую именно картинку для съемок ему нужно. Была полночь, киногруппа уехала отдыхать в Заполярный. А мы с Рогожкиным, главным оператором и художником сели в машину, и к трем часам ночи я их привез в устье реки Титовки. Как раз солнце стояло над Баренцевом морем, было очень красиво. И вот когда они вышли из машины, я увидел лица очарованных мужиков. Оператор, например, хлопал в ладоши и кричал: «Супер! Да это просто фантастика!». Рогожкин тут же начал звонить своему «заму». И на утро были назначены съемки на незапланированной площадке в устье Титовки...

Перед отъездом вся группа и Рогожкин очень жалели, что основные съемки пройдут в Новгороде. Они были очень расстроены этим. Говорили, что если бы все съемки проходили здесь, то фильм бы был гораздо лучше.

«Перегон», вышедший на экраны в 2006-м, стал одним из главных событий российского киногода. «Рогожкин, - отмечал, рецензируя картину, критик Александр Гаррос, - снимает кино о главной «трудности перевода», не языковой - экзистенциальной; о том, что человек по сути если и не добр, то точно не зол, и что каждый человек... от рождения владеет тем единственным языком, на котором двое незлых всегда могут договориться, - природным, любовным... называйте как угодно. И главная беда в том, что язык этот в нас задавлен, забит, почти вытравлен навязанными мороками идеологий, фанатизма, нетерпимости, и мучительно трудно пробиться к изначальному знанию». Воплощению этой нравственно благородной идеи способствовала, как могла, и наша Кольская Чукотка.

Напоследок задумаемся о будущем. Восхищенный красотами мурманской природы, Рогожкин однажды воскликнул: «Да тут можно все снимать - и Чукотку, и Арктику, и Крым! Это превзошло все мои ожидания!» А значит - впереди новые творческие замыслы, новые съемки, новые ленты. Вполне возможно, окажутся среди них и те, что продолжат «чукотскую» тему в истории мурманского кино. И восхищенные заполярными пейзажами на экране зрители так и не догадаются, что сняты они были на противоположном от места действия фильма конце страны.

«Мурманское кино»

Арктический вектор «Мурманский вестник» от 05.08.2008

Путь к причалу «Мурманский вестник» от 06.08.2008

История любви «Мурманский вестник» от 07.08.2008

На экране флот «Мурманский вестник» от 08.08.2008

Взлетная полоса «Мурманский вестник» от 09.08.2008

Заполярные сказки «Мурманский вестник» от 10.12.2008

Два фильма об одном конвое «Мурманский вестник» от 11.12.2008

Кинотеатры - от сарая к дворцам «Мурманский вестник» от 16.12.2008

Хибинфильм «Мурманский вестник» от 20.12.2008

Норвежский король плакал на премьере «Мурманский вестник» от 24.12.2008

Приключения в хибинских декорациях «Мурманский вестник» от 20.03.2009

Несчастливый «Гость» «Мурманский вестник» от 20.03.2009

Киносервис «Мурманский вестник» от 27.03.2009

Кольская Чукотка «Мурманский вестник» от 04.04.2009

Долгосъем «Мурманский вестник» от 09.04.2009

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области