Грядущая постановка к Мурманскому морвокзалу легендарного ледокола «Ленин» стала главной новостью состоявшейся вчера на «Атомфлоте» пресс-конференции (хотя основной темой значились итоги зимней навигации и перспективы на летнюю).

- Это для нас сейчас самая важная и, не побоюсь этого слова, политическая задача, - подчеркнул в начале встречи с журналистами генеральный директор предприятия Вячеслав Рукша.

По его словам, увидеть первенца атомного ледокольного флота у причала мурманчане и гости города смогут уже на следующей неделе. Правда, постановка корабля к месту вечной стоянки пока будет пробной.

Планируется, что он будет доступен для обозрения до сентября. За это время специалисты предприятия намерены решить все организационные вопросы. В частности, необходимо продумать модель посещения ледокола, чтобы понять, сколько человек одновременно могут находиться на его борту.

- Параллельно мы заказали проект модернизации «Ленина» в музейный комплекс. Ведутся консультации со специалистами музеев Мурманска и Калининграда, и, думаю, к осени будем иметь четкое представление о том, что нужно сделать на «Ленине», чтобы превратить его в музей, - рассказал Рукша.

В сентябре корабль вновь вернут на «Атомфлот» для проведения всех необходимых работ - с тем чтобы к 3 декабря он окончательно встал на вечную стоянку у морвокзала. Дата выбрана не случайно. В этот день ровно 50 лет назад - в 1959 году - «Ленин» был принят в эксплуатацию. И тогда началась эра мирной эксплуатации атомной энергии на море.

Что же касается итогов работы «Атомфлота», то, как заметил генеральный директор, минувшая зима для предприятия была важнейшей.

- Во-первых, как вы помните, мы стали структурой госкорпорации «Росатом», и 28 августа прошлого года нам передали в эксплуатацию все атомные ледоколы. По сути, мы вошли в зиму как новое предприятие, - сказал Рукша.

По его словам, этот непростой период «Атомфлот» прошел успешно: были преодолены основные кризисные точки, удалось значительно сократить задержки платежей перед поставщиками, начать выплачивать все текущие налоги, и 2009-й предприятие встретило уверенно.

- Для подтверждения стабильности нашей работы могу сказать, что первая государственная субсидия была получена нами только в начале апреля, то есть весь первый квартал мы фактически отработали самостоятельно.

Вторым важным моментом минувшей зимы стало то, что некогда главный заказчик атомоходов - «Норильский никель» - выполнил свою программу строительства судов ледового класса и теперь нуждается в услугах только одного мелкосидящего атомного ледокола.

- Для нас это печально. Если брать, к примеру, период работы с «Норникелем» с 2000-го по 2006 годы, то мы выставляли для удовлетворения его нужд до пяти ледоколов в год, - уточнил гендиректор. - Хотя мы считаем, что все равно будем востребованы, но, к сожалению, сегодня у нас нет четких долгосрочных договоров, и из-за этого приходится корректировать финансовые планы.

Такая ситуация понуждает искать новые объемы работ для атомоходов. Немалые надежды в этом плане возлагаются на то, что «Газпром» активизирует разработку ямальских месторождений углеводородов.

- Также мы активно начали работать на Белом море, где динамично развивающийся порт Витино переходит на обслуживание крупнотоннажных судов. Преимущество наших ледоколов - в большей мощности и ширине канала, который атомоход может проложить во льдах, - рассказал Рукша.

В планах летней навигации также работа с НИИ Арктики и Антарктики по исследованию возможных ледовых рисков в зоне освоения Штокмановского месторождения. Кроме того ведутся переговоры с заинтересованным компаниями, в том числе иностранными, чтобы провести несколько транзитных рейсов по Северному морскому пути, после чего можно будет предметно говорить об этом маршруте как о серьезной транспортной международной артерии.

В общем, мировой финансовый кризис, если и задел предприятие, то лишь в части… туристических рейсов на Северный полюс. Нынешним летом их планировалось сделать пять, но желающих посетить «макушку планеты» набралось только на два.

Говоря о перспективах предприятия, Рукша сообщил, что к концу нынешнего года должна завершиться разработка технического проекта, а со следующего начаться строительство ледокола нового поколения,

- Для госкорпорации «Росатом» это одна из главных задач. Потому что несмотря на все работы по продлению ресурсов действующих ледоколов к 2020 году в составе флота останется только один - «50 лет Победы». И к этому сроку для стабильного обеспечения безопасности в Арктике и решения государственных задач должно быть построено как минимум три новых.

И судя по последним данным ученых, разговор о необходимости развития атомного ледокольного флота сегодня совсем не праздный. По словам еще одного участник пресс-конференции, заместителя гендиректора по эксплуатации флота Андрея Смирнова, прогнозы глобального потепления постепенно сходят на нет.

- Период временного потепления на планете закончился в 2007 году, и начался цикл похолодания, - сообщил он. - По наблюдениям как российских ученых, так и специалистов НАСА, площадь льда с 2007-2008 годов в арктическом бассейне увеличилась на 1,2 миллиона квадратных километров. И если вы заметили, шумиха вокруг глобального потепления постепенно затихает. В частности, по данным Пулковской обсерватории, с 2011-2012 годов мы начнем входить в очередной так называемый малый ледниковый период. Бояться этого не нужно, но готовыми быть необходимо. Ведь в Арктике нет других спасательных судов, кроме атомных ледоколов.

Фото: Федосеев Л. Г.
Екатерина КОЗЛОВА