- Сегодня вопрос с авиаперевозками в подвешенном состоянии. А впереди лето! Выпускникам школ требуется выехать для поступления в учебные заведения, родителям необходимо вывезти детей на отдых, и у самих отпускной период, в детский оздоровительный лагерь в Краснощелье надо завезти продукты. Представляете, какая это катастрофа - с приостановкой авиасообщения, когда другого пути нет?..

Сетования главы муниципального образования сельское поселение Ловозеро Светланы Пидгаецкой вполне понятны. Тем более что больной вопрос касается не только одного села, но всей отдаленки Ловозерского района - кроме Краснощелья это еще Каневка и Сосновка.

По заключенному Ловозерской администрацией муниципальному контракту обеспечивать воздушное сообщение между районным центром и отдаленными населенными пунктами должна Мурманская авиационная компания (ООО «МАК»). В весенне-осенний период, когда заканчивается действие зимника - сухопутного пути в отдаленные села, на «крылья» единственная надежда. Людей и грузы, включая почту, продукты и прочее, можно перевозить только самолетами и вертолетами.

Но такая возможность в этом году оказалась под угрозой. Пиковая, можно сказать, ситуация возникла из-за того, что у МАК в конце апреля истек срок сертификата эксплуатанта, то есть разрешения на выполнение авиационных работ. Компания надеялась, что его удастся продлить, но этого не произошло. На сегодня права выполнять перевозки у предприятия нет.

Проблемы с авиасообщением в Ловозерье, если брать шире, упираются еще и в то, в чьих руках взлетно-посадочные полосы и вообще все наземное хозяйство, предназначенное для обеспечения полетов. А находятся они в собственности той же МАК. «Общения» с владельцем, пожелай другой перевозчик работать на местных авиалиниях, никак не миновать - без его согласия ни сесть, ни взлететь. При этом условия, понятное дело, диктует хозяин. И образовался такой камень преткновения в результате происшедшей в свое время пресловутой приватизации, когда Мурманская авиационная компания стала частным предприятием.

У компании же нынче, следует заметить, не только загвоздка с сертификатом эксплуатанта.

- Работники, обслуживающие взлетно-посадочные полосы, жалуются нам, что не получают зарплату, могут просто поувольняться. А мы тут какие помощники? Предприятие частное. Страшно еще, что стоящая авиатехника и топливо толком не охраняются. До беды может оказаться совсем не далеко. Как исключить возможность, что кто-то придет и что-то там натворит? - выдала как на духу глава муниципального образования. - Руководство же МАК мер не принимает, нам до него и добраться в последнее время не удается.

Пытаясь решить вопрос глобально, ловозерцы, еще в бытность губернатора Юрия Евдокимова, обратились к власти региона - нельзя ли, чтобы область взяла «себе» наземное авиационное хозяйство, и в первую очередь взлетно-посадочные площадки? В этом случае многие трудности были бы сняты. А с приостановкой в апреле полетной деятельности МАК администрация муниципального образования попросила помощи в разрешении ситуации у областного министерства промышленности, транспорта и энергетики. Туда я и направилась, чтобы выяснить, как обстоит дело с разруливанием проблем.

- Поскольку предприятие само не может выполнять перевозки, оно сейчас привлекло для этих целей сторонние компании, что вполне законно. Никаких дополнительных средств из бюджета расходовать не надо, так как стоимость полетного часа осталась без изменений. Но такое положение, конечно, временное. И правительство области проводит большую работу, чтобы нормализовать воздушное сообщение. Вопрос находится на постоянном контроле у губернатора, - отметил министр Сергей Леус. - Перед нами поставлена задача найти авиационное предприятие, которое работало бы у нас круглогодично и выполняло все необходимые перевозки, связанные с отдаленными селами. И мы этим вплотную занимаемся.

Заметим, что в налаживании нормального воздушного сообщения кровно заинтересованы не только жители отдаленки и муниципальная администрация. В регионе на «авиационную» составляющую завязан целый ряд серьезных вопросов - та же экстренная доставка больных, охрана лесов. И, по словам Сергея Леуса, область готова взять под свое крыло взлетно-посадочные площадки.

- Согласие на продажу от МАК получено, - пояснил он. - Единственно, чтобы цена, которую запросят, была реальной. Мы, конечно, проведем независимую экспертизу ее обоснованности. Но компании еще предстоит представить все необходимые правоустанавливающие документы, подтверждающие собственность, они пока у МАК не готовы.

Судя по всему, областная власть настроена на кардинальное решение авиапроблемы. Вопрос только, сколько реально времени на это потребуется.

Татьяна РЯЗАНОВА