В рубке нового теплохода «Северная Земля» - обстановка, как в операционной. Тихо, чисто, светло. Современное палубное покрытие глушит не только шаги, но, как кажется, и вообще все звуки. Еле слышно шумят лишь компьютерные мониторы, да беззвучно перемигиваются разноцветные огоньки на панелях. Вот приборы, обеспечивающие безопасность спутниковой связи, вот датчики, сигнализирующие о наличии воды в трюмах. Есть и черный ящик, он постоянно фиксирует все звуки в рубке - и разговоры, и шумы двигателей. А в специальной стойке - флаги разных стран, которые вывешивают при заходе в иностранные порты. Некоторые из них уже развевались по ветру - ведь в порт приписки Мурманск судно пришло после нескольких месяцев работы в морях и океанах.

Теплоход «Северная Земля» - пятый балкер усиленного ледового класса из приобретенных Мурманским морским пароходством по программе обновления флота за последние четыре года. Судно предназначено для перевозки насыпных и контейнерных грузов. Размеры «новичка» внушительные - длина 173 метра, ширина 22, водоизмещение 31,7 тысячи тонн. А работают на нем всего 19 человек - вполне компактный для такой махины экипаж.

- В мае судно вступило в строй и за прошедшие летние месяцы выполнило уже несколько рейсов, - отметил генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев, который поднялся на борт «Северной Земли» и принял рапорт капитана Николая Григорьева. - Это последнее и самое современное судно пароходства. За время работы оно показало себя с наилучшей стороны в плане технических характеристик, ожидаем мы от него и неплохую коммерческую отдачу. Хочу отметить, что строительство новых судов требует немалых финансовых расходов от предприятия. Но обновлять флот надо, эту задачу необходимо решать. На том ресурсе, что остался от советских времен, не выстроить современной экономики, и этот ресурс не бесконечен. Поэтому надо развивать производство, вкладываться в новые технологии. Мурманское пароходство частично решает эту задачу, но многое еще предстоит сделать. Кроме того, приходится пересматривать и векторы развития - возможно, компания будет отказываться от строительства судов ледового класса, переходить на новые направления.

Нынешний заход в порт приписки для судна стал совсем показательным - из Мурманска оно повезет груз апатита в Голландию. Технические характеристики позволяют балкеру самостоятельно работать в ледовых условиях Белого моря и в сопровождении ледокола - на трассе Северного морского пути. Срок его службы - не менее двадцати пяти лет.

- Мы традиционно считаем сферой интересов нашей компании Арктику, - подчеркнул Александр Медведев. - Считаю очень важным, что нынешнее руководство области намерено решительно включиться в государственную работу по всемерному освоению приполярных областей, повысить статус региона. Одним из первых масштабных шагов в этом направлении станет первый мурманский международный экономический форум, который позволит наметить пути взаимодействия по многим ключевым вопросам. Компания готова участвовать в проектах освоения Арктики, в частности, мы планируем инвестировать в освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения собственные средства, участвовать в тендерах по созданию береговой инфраструктуры.

Поверить в перспективы заставляет та основательность и размах, с которыми построено новое судно. Кроме внушительных размеров производит впечатление уровень оснащенности автоматикой - автоматическая система управления главным двигателем здесь более современная, чем на судах предыдущей серии, а штурвалом может управлять авторулевой. По словам старшего механика Александра Пашечева, с непривычки от количества автоматики-электроники можно растеряться, но через некоторое время, войдя во вкус, совсем не хочется возвращаться к не таким продвинутым системам, стоящим на других судах.

Тем не менее, любая техника, как известно, мало чего стоит без грамотных специалистов, отдавших морю не один десяток лет. К таким на «Северной Земле» можно отнести почти каждого. Капитан Николай Григорьев в пароходстве с 1976 года, стармех - с 80-го. Капитан, кстати, работал в группе наблюдения на постройке теплоходов этой серии, а последнее судно взял под свое командование. Опыт - огромный, закалка - морская. Она и помогла экипажу справиться не только со сложной техникой, но и с пиратами - случилась в одном из последних переходов такая неприятная встреча. Впрочем, неприятной она оказалась в первую очередь для пиратов.

- Нам пришлось пройти у Сомалийского побережья - место действительно опасное, военные суда сейчас несут там постоянную вахту, - рассказал Николай Васильевич. - Но мы столкнулись с пиратами в районе Красного моря. Ночь, новолуние - то есть никакого света, темно, и вот по правому борту замечаем баркас метров пятнадцать в длину, на нем - несколько человек. Не скажу, с автоматами они были или нет, - в такой тьме хорошо, что мы вообще их заметили. Они предприняли попытку высадиться на судно, но ничего у них не вышло - команда попросту смыла их водой из пожарных шлангов.

По опыту первых рейсов на новом судне капитан оценил «Северную Землю» на «отлично»: судно хорошо держит волну, у него оптимальное соотношение скорости к расходу топлива, что особенно важно в нынешних условиях. Как сказал Николай Васильевич, на таком судне чувствуешь себя совершенно уверенно на капитанском мостике.

В машинном отделении старший механик с особой гордостью демонстрировал главный двигатель - конечно, не весь, только верхнюю часть - и то махина будь здоров, вся в переплетении труб.

- Весь-то он с четырехэтажный дом высотой, - улыбнулся Александр Николаевич. - Производства Брянского машиностроительного завода, у нас такие еще на четырех судах стоят.

А главное, думая о техническом оснащении и о коммерческой отдаче, не забыли о людях: на «Северной Земле» и каюты комфортабельные, и бассейн с сауной имеются, и спортивный зал. Четыре месяца в море, а именно столько длятся рейсы балкера, само по себе испытание, которое не каждому по плечу. Но когда чувствуешь, что на твоей стороне мощь огромных машин и сложной техники, а после вахты имеешь возможность восстановить силы, время летит незаметней и работа в радость.

Фото: Федосеев Л. Г.
Капитан Николай Григорьев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Генеральный директор ОАО «ММП» Александр Медведев и старший механик Александр Пашечев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Балкер «Северная Земля».
Юлия МАКШЕЕВА