«С бака открывалась широкая панорама на порт и город с разбросанными низкими постройками. Налево, в гору, - группа итальянских домиков и лазарет. Прямо против - электрическая станция и школа. Дальше, направо, - железнодорожная станция с низеньким бревенчатым зданием вокзала. А над ним, прямо у отвесного обрыва, - довольно высокий дом, с большими окнами… Во все стороны разбегались бревенчатые пристани на высоких сваях. Сваи обмерзали во время отлива широким слоем льда… В слабом, рассеянном свете полярного дня ледяные колонны придавали порту зачарованный вид».

Таким увидел Мурманск 1918 года Александр Гефтер - белогвардеец, эмигрант, писатель. В его воспоминаниях и повести «Секретный курьер» мы находим, пожалуй, первое подробное, в деталях описание начального, только еще становящегося на ноги Мурманска.

Грузовые автомобили, подъемные краны, железная дорога… Приходят пароходы, прокладывают узкоколейку - прямо по снегу. Еды - в достатке: в магазине-кантине, устроенном союзниками, есть все, вплоть до лакомств и хорошей выпивки.

Показательно, с каким восторгом отзывается о Мурмане один из героев «Секретного курьера»: «Здесь будет второй Гибралтар. Аннексированная часть территории. Слишком богатый край, чтобы оставить… Нет нигде на Севере такого местечка. Нигде! Творчество, вы поймите! Творчество, несмотря ни на что. Вот, продали американцам Аляску. Они только поскребли, и потекли миллионы. Здесь рыба, удивительная рыба, леса, ископаемые! Это лучше Аляски…»

А вот еще одно описание нынешнего областного центра в эпоху его младенчества, оставленное очевидцем - знаменитым писателем, пропагандистом джаза, во время жизни у нас флотского офицера Сергея Колбасьева: «Он медленно шел по главной улице города - по железнодорожным путям. Это был город скуки, грязного снега и пустых консервных банок… Люди жили в вагонах. Счастливцы - в припаянных, то есть приросших к земле сталактитами нечистот…».

Конечно, мы с вами живем в другом Мурманске. Немудрено! Ведь уже почти сто лет прошло после основания. И за эти годы город изменился круто - стал другим совершенно. Он быстро вырос в самый большой город за полярным кругом, пережил войну, после которой некоторые его сожженные улицы были отстроены заново. Сегодняшний Мурманск - это современные многоэтажные дома из стекла и бетона, составившие три городские террасы, улицы и площади, порт и корабли, концертные залы и стадионы, библиотеки и рестораны - все то, что мы сегодня считаем нормой, естественным положением вещей. Однако таким - красивым, обустроенным - цивилизованным, он стал не сразу, не в пять минут. За каждым домом, каждым проспектом - живые люди, наши земляки. Об этом надо помнить и по мере сил делать город лучше.

Вечная тема - каким будет Мурманск через десять-двадцать лет? Это ведь всегда нас интересует: что там, в недалеком будущем, ждет тот город, в котором живем. В этой связи любопытно, каким видели нынешний областной центр в конце восьмидесятых тогдашние горожане. Узнать это легко. В увидевшей свет в 1988-м книге главного архитектора области Игоря Неруша «Город-герой Мурманск» даже главка отдельная была «Мурманск в 2000 году».

Жителей, как предполагал автор, в современном Мурманске будет ни много ни мало, а 550 тысяч человек. Причем с оговоркой: «в случае завершения разведочных работ по поискам нефти и газа в шельфе Баренцева моря численность населения в городе может значительно увеличиться». Вот так! Однако реальность с планами разошлась (или - обошлась?) круто - сейчас в Мурманске живет чуть более 300 тысяч человек.

Предполагалось, что поселок нефтяников на западном берегу Кольского залива превратится в новый район города. Но, как справедливо отмечалось, освоение той стороны невозможно без строительства автодорожного моста через залив. Что ж, Кольский мост был открыт в 2005-м, а вот упомянутый поселок так частью города и не стал.

Еще только планировалось строительство многопрофильной больницы в Долине Уюта для работников рыбной промышленности - нынешней «Севрыбы», дома быта напротив кинотеатра «Мурманск», реконструкция хоккейного стадиона (осуществленная - открытый каток обрел крышу). А вот центральный выставочный зал в здании ТПО - это, надо полагать, сегодняшний областной художественный музей.

Любопытно, что в долине Варничного ручья, на изломе проспекта Ленина проектировщики «для повышения культурно-бытового обслуживания горожан» намечали построить универсальный концертный зал на 1700 мест. Не сбылось. Примерно на этом месте сейчас стоит гипермаркет «О,Кей».

На площадке перед гостиницей «Арктика» должен был встать памятник в честь покорителей Арктики. К слову сказать, весьма в духе того времени - «бронзовая фигура полярника с развевающимся знаменем в руке на двенадцатиметровом гранитном постаменте», как отмечалось, она «украсит центральную площадь города, придаст ей законченный вид». Интересно, что сама эта идея существует очень давно - один из первых наших краеведов Евгений Двинин в книге «Край, в котором мы живем» рассказывает о памятнике Завоевателям Арктики «на площади, недалеко от вокзала, на пересечении проспекта Ленина с улицей Воровского».

В аналогичной книжечке конца семидесятых встретил описание территории в районе Семеновского озера: вокруг - зона отдыха, на северном берегу - Дворец пионеров в виде гигантского корабля. А вот мемориал Защитников Кольского Заполярья в итоге получился несколько иным. В трехгранном пилоне у мурманского Алеши хотели разместить музей боевой славы, а площадку памятника соединить с Кольским заливом. Как? Очень просто - с помощью фуникулера, который, как отмечал Игорь Неруш, «за несколько минут поднимет туристов с первой террасы города - от нижнеростинской дороги - к мемориалу».

Среди идей конца семидесятых наткнулся на ресторан на 500 мест, который планировали строить «в районе «серпантина» на проспекте Героев-североморцев. Остроконечная крыша, стенки из естественного камня, громадные витражи, террасы. Речь, очевидно, о ресторане «Панорама». Лишь интерьеры представлялись проектировщикам иными, попричудливей: один зал предполагалось оформить как морское дно, другой украсить атрибутами матросского кубрика.

Как видим, среди неосуществленных проектов есть и такие, над которыми и нам стоило бы задуматься, вполне могут пригодиться и в нынешней нашей жизни. Та же канатная дорога - чем не мурманский транспорт, учитывая наш разновысотный рельеф. Ну а памятник в центре города? Речь, конечно, не о полярнике с флагом на постаменте - уж больно помпезный, да и от людей далекий (на двенадцатиметровом постаменте как-никак!). Возможно, это будет памятник жителям города - простой и внятный. Каким ему быть? Помимо мнения профессионалов - скульпторов и архитекторов, думается, важно мнение каждого из нас. Хочется, чтобы, к примеру, в столетний юбилей города на Пяти Углах появился новый памятник, причем настоящий, живой, близкий и понятный каждому мурманчанину.

То, каким станет областной центр завтра, во многом, конечно, зависит от Штокмановского газоконденсатного месторождения, от того, начнется ли его разработка, придет ли в область большая нефть. Это и живые деньги (и немалые!), и новые рабочие места, и принципиально новое основание для развития Мурманска как транспортного узла.

Очевидно, что уже сейчас нуждается в развитии транспортная сеть внутри самого города. «Пробки» для современного Мурманска давно уже не новость. При этом еще двадцать лет назад планировалось увеличение пропускной способности улиц и дорог путем реконструкции существующих и строительства новых. Для чего «будут созданы магистрали непрерывного движения по улицам Героев-североморцев, Полярные Зори и Кольскому проспекту с сооружением транспортных развязок, построены пешеходные мосты и путепроводы через железную дорогу». Как видим, те давние планы с каждым днем все актуальнее.

Совсем недавно губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным среди других важных вопросов обсуждал и то, как предполагают мурманчане отметить столетие родного города. Поддержка сверху была обещана. Но, наверное, стоит об этом задуматься не только властям, но и всем нам - уже сейчас, загодя.

Хочется, чтобы тот, пока еще неведомый нам Мурманск был красивым и комфортным, удобным для будущих его жителей, в том числе и для нас с вами. Наша газета ждет твоих предложений, дорогой читатель!

Фото:
Проспект Ленина: 70-е годы. Фото из архива редакции.
Фото:
Проспект Ленина: наши дни. Фото из архива редакции.
Дмитрий КОРЖОВ