Сегодня отмечает свой семидесятилетний юбилей одна из старейших компаний нашего края - Мурманское морское пароходство. На протяжении всех этих лет приоритетной сферой приложения сил для ММП оставался Север и Арктика, а главным маршрутом для его судов - Северный морской путь.

И сейчас пароходство выполняет грузоперевозки на трассе Северного морского пути, доставляя необходимые грузы в арктические районы страны. А среди российских судовладельцев доля перевозок судами компании составляет сорок процентов. Накануне значительной даты генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев провел пресс-конференцию, на которой рассказал о том, чем и как живет сейчас предприятие, какие задачи ставит перед собой в будущем.

- Мурманское пароходство вписало немало ярких страниц в историю советского и российского судоходства, - отметил Александр Михайлович. - С первых дней его существования перед ним была поставлена задача - обеспечить развитие Кольского полуострова как промышленной и военной территории. Руководство страны тогда уже заглядывало далеко в будущее, связывая развитие страны в первую очередь с развитием не только Сибири, но и территорий, прилегающих к Ледовитому океану. Флот первоначально составлял девять судов, потом их стало восемнадцать. Большая его часть - 14 - погибла в годы Великой Отечественной войны: суда были в составе конвоев, перевозили грузы. В послевоенные годы пароходство активно участвовало в хозяйственной жизни страны, в 60-70-е годы - в освоении ресурсов Севера, а также выполняло важные задачи в Антарктике. Продолжается эта работа и сейчас. Работая по всему миру, компания главной своей задачей считает сохранение коллектива, высококвалифицированных кадров - только при этом можно динамично развиваться в будущем.

После краткого экскурса в историю прозвучали вопросы журналистов, касающиеся сегодняшнего дня компании.

- Как изменились приоритеты компании в связи с тем, что свой ледокольный флот появился у «Норильского никеля»?

- Безусловно, в нынешней экономической ситуации приходится учитывать новые факторы, находить возможность работать в изменившихся условиях, - отметил Александр Медведев. - И с этой задачей компания справляется. Пароходство освоило дополнительные объемы работ - около двух миллионов тонн грузов сейчас мы перевозим на новых направлениях взамен того миллиона, что транспортировали суда компании по трассе Северного морского пути. Здесь речь идет о других наименованиях грузов, других скоростях их обработки. Но и на Северном морском пути наше присутствие ощутимо, ММП продолжает заниматься как твердыми, так и жидкими грузами, обеспечивать северный завоз на отдаленные российские территории. Нельзя сводить оценку деятельности компании к одним только цифрам - сравнивая показатели, следует учитывать, что подобные сопоставления уместны только при совершенно равных условиях работы. А эти условия изменились, потому что изменилась в целом ситуация в мировой и российской экономике.

- В новостных сообщениях появилась информация о том, что пароходство планирует отказаться от строительства десяти новых балкеров на верфи Китая. Как вы можете ее прокомментировать?

- Такое решение действительно принято, и я считаю его правильным в нынешних экономических условиях. Мы размещали заказ на китайской верфи в июле прошлого года, а уже осенью ситуация в нашей и мировой экономике изменилась. Тем не менее, я не исключаю, что к этому вопросу пароходство еще вернется, во всяком случае, к обсуждению таких перспектив. Строительство балкеров может быть возобновлено, но уже по другой, более привлекательной цене. В сегодняшних условиях строить невыгодно, но это временный шаг, так как обновление флота стоит во главе угла стратегии развития компании.

- Как обстоят дела с проверкой деятельности пароходства Счетной палатой?

- Весной нынешнего года в Мурманской области Счетной палатой была начата проверка, которая затронула и пароходство - в связи с окончанием доверительного управления ледоколами и передачи их «Росатому». 11 сентября проверка финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования федеральной собственности ОАО «ММП» завершена, принято решение. К сожалению, в размещенных сообщениях зачастую упущены положительные моменты, отмеченные проверяющими, и «перегреты» отрицательные. Хочу подчеркнуть, что в официальных документах, оформленных по результатам проверки пароходства, Счетной палатой Российской Федерации были сделаны выводы о том, что по завершении договора доверительного управления ММП перечислило в федеральный бюджет 356,9 млн. рублей, кроме того, компанией были осуществлены действия, гарантирующие соблюдение принципов ядерной и радиационной безопасности, защиты окружающей среды, для чего пароходством был организован плановый переход работников плавсостава судов с ядерной энергетической установкой и судов атомного технологического обслуживания на работу к новому оператору - ФГУП «Атомфлот». Была дана высокая оценка общей эффективности использования имущества предприятия в 2008 году и профессиональной квалификации менеджмента пароходства. Проверяющие указали, что «каждый рубль, вложенный в активы ОАО «ММП» в 2008 году, принес прибыль».

- Каковы перспективы Мурманского морского пароходства на будущее?

- Они есть, и устойчивые. Но нельзя не подчеркнуть, что в период кризиса бизнес вынужден быть осторожным. В будущем году разумно проявить сдержанность, в 2011-2012-м появятся возможности для роста. Мы должны в современных условиях перепрофилировать деятельность компании. Здесь вырисовываются несколько направлений. Первое из них связано с участием в конкурсе и тендере на строительство береговой базы по обеспечению Штокмановского месторождения. Речь идет о территории в районе Белокаменки, где будет осуществляться не только перегрузка нефтепродуктов, но и планируется создать завод по бетонированию труб, укладываемых от месторождения до берега. Также планируется участие компании в обслуживании нефтеплатформы, работающей в районе Приразломного месторождения. Кроме того, пароходство собирается заниматься работами по монтажу разведывательных платформ Штокмановского месторождения. Эти платформы строятся в разных местах - в частности, в Корее, где производятся высокотехнологичные их части, и в Выборге. Затем эти составляющие требуется совместить, чем мы и планируем заняться. Еще из планов - будет продолжена работа по разведке месторождений, которую мы ведем для Аргентины и Индии. И, возможно, Мурманское морское пароходство примет участие в ремонтных работах на Саяно-Шушенской ГЭС - мы сможем поучаствовать в транспортировке крупногабаритных грузов до полутора тысяч тонн. Так что праздник встречаем на хорошей волне - поводы для того, чтобы смотреть в будущее с уверенностью, есть.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Александр Медведев.
Фото: Федосеев Л. Г.
Юлия МАКШЕЕВА