Не так давно в интервью с руководителем одной из известных мурманских фирм довелось прочитать замечательные слова о том, что, по его мнению, является формулой успеха в бизнесе: «Надо быть честным с потребителями и деловыми партнерами и отвечать за свои действия и обещания». Можно ли, подумалось мне, отнести такой принцип к другой, не менее известной северянам компании - «Северо-Западный Телеком»? И сильно засомневалась…

Однако изложим по порядку. В этом году я оказалась в числе многих мурманчан, в чьи почтовые ящики попала реклама Севзаптелекома на услуги Интернета по системе «Авангард». Предлагалось несколько скоростей доступа ко Всемирной сети (в безлимитном режиме) с указанием тарифов. Причем их размер варьировался в зависимости от того, бессрочный договор заключает клиент или на определенный срок - 6 месяцев и год. В частности, белым по красному было написано, что в случае подписания договора на 12 месяцев, при скорости доступа 200 Кбит/с, абоненту предстоит платить ежемесячно 340 рублей.

Все, казалось бы, изложено четко: вы даете согласие на год, а вам в течение этого времени предоставляют выход в Интернет на конкретных условиях, включая скоростные параметры и тариф. Трактовать предложение каким-то иным образом не было ни малейших оснований. В рекламе - никаких оговорок, нет даже намека на то, что в течение указанного срока сумма оплаты может измениться. Что ж, замечательно, решила я, позвонила по указанному контактному телефону, и меня подключили к «Авангарду».

Случилось это в июле. Но уже за следующий месяц вместо обещанных 340 рублей получила счет на 365, что вызвало, на мой взгляд, вполне естественный вопрос: разница невелика, но с какой стати плата изменилась? Как говорится, мы так не договаривались.

- А у нас с 1 августа произошло повышение тарифов, - сообщила мне администратор пункта продаж и обслуживания №1 Севзаптелекома, куда я обратилась за разъяснениями. - Имеем на это право.

Действительно, цены на свои услуги поставщик определяет сам. Но это - вообще. А в частности, вправе ли он, заключив договор, в одностороннем порядке менять условия своих обязательств?

- За услуги мы берем в соответствии с действующим на данный момент тарифным планом. В договоре размер оплаты не указан, - парировала все та же телекомовская сотрудница.

Что касается моего случая, возможно, бог миловал: при подключении к «Авангарду» посредством заявки по телефону обещанного компанией договора я впоследствии так и не дождалась. По крайней мере, предъявить подписанный мною документ в Телекоме не смогли. Но наверняка, что у подавляющего большинства абонентов таковой имеется. И в типовом его варианте (даже если договор заключен на определенный срок) конкретный тариф и в самом деле не предусмотрен. Насколько это законно, вопрос к юристам. Ведь, подмахнув подобную бумагу, человек оказывается своего рода в капкане: дальше его могут «кушать» в зависимости от аппетитов. Сколько потребуют, столько и плати.

Но в первую очередь возникает другой вопрос - к рекламе, распространявшейся Севзаптелекомом. Получается, что она идет вразрез с тем, какие на самом деле условия ждут абонента. Иными словами, призывные посулы компании - всего лишь приманка, которой нельзя доверять?

В чем тут дело - в неграмотном составлении рекламного прайса, изначальном расчете на доверчивость граждан или чем-то еще, судить не берусь. Но факт остается фактом - подобная реклама вводит потребителей в заблуждение. Принимая на ее основе решение, человек попадает впросак. Думается, такой подход к привлечению клиентов вполне мог бы заинтересовать надзорный орган - региональное управление Федеральной антимонопольной службы.

Кстати, замечу, что предусмотрительные «телекомщики», не обозначая конкретную тарифную «цыфирь», оговаривают зато другой пункт в договоре: при досрочном его расторжении абонент обязан уплатить штраф в трехкратном размере ежемесячной стоимости услуги. Словом, попался, голубчик, в капкан, так не рыпайся!

Стоит заметить, что повышение тарифов не обрадовало и тех, у кого заключен бессрочный договор. Приятного в таком сюрпризе мало, тем более если он - полная неожиданность. То, что извещение прошло через газету, утешение невеликое. Далеко не до всех такое сообщение доходит, подход же к клиенту до обидного иной: не персональный, а, так сказать, скопом. Не в пример агитации, когда компания добирается до каждого лично - раскладывает рекламу по почтовым ящикам. После же подписания договора явно поутрачивает к абоненту интерес. А ведь ежемесячные счета за свои услуги тоже направляет сугубо адресно - почему бы не воспользоваться, к примеру, этим?

Но вернемся, однако, к «срочникам». Думается, было бы резонным, если бы новые тарифы распространились на тех, кто заключил соглашение позднее, после их пересмотра. Но на договоры, подписанные ранее, люди шли, исходя из других расценок, в убежденности, что в течение оговоренного срока никакие сюрпризы их не ждут. Дело ведь не в том, намного или чуть-чуть компания отступила от своих рекламных гарантий, важен принцип. Да, тариф увеличился не ахти на сколько, но где уверенность, что он не вырастет еще, а главное - как теперь вообще верить компании, и в первую очередь ее рекламе? Поневоле усомнишься, поддерживает ли «Северо-Западный Телеком» приведенную выше формулу успеха в бизнесе: «Надо быть честным с потребителями и деловыми партнерами и отвечать за свои действия и обещания».

Между тем, призывы к северянам подписаться на «Авангард» продолжаются...

Татьяна РЯЗАНОВА