В минувшее воскресенье в областном ДК имени Кирова в узком профессиональном кругу (эпидемия гриппа в городе не позволила расширить круг приглашенных) участники народной фотостудии «Мурманск» отметили ее 50-летний юбилей.

Ножницами по контуру

Осенью 1959 года к тогдашнему директору областного краеведческого музея Елене Павловой пришла группа молодых фотографов-любителей с идеей организовать первую в Заполярье фотовыставку местных авторов.

- А что? Давайте попробуем!

Заводилами стали недавние ленинградские студенты Станислав Барков и Илья Баславский. А поскольку в Питере только что был создан первый в стране фотоклуб, решили, готовя выставку, организовать подобный клуб и у нас - второй в Советском Союзе!

Первая мурманская фотовыставка в стенах музея имела потрясающий успех. Тогда сама по себе фотография, отпечатанная в большом «выставочном» размере (в половину полосы «Вестника» - формат А3 по современной классификации) казалась едва ли не чудом. В результате в клуб потянулась творческая молодежь - в том числе Людмила Белозерова, Игорь Громов… Как летит время! Сегодня это старейшие члены объединения…

В 1964 году разросшийся фотоприют единомышленников получил постоянную прописку в главном областном очаге самодеятельного творчества - «кировке», а еще через 18 лет приобрел почетное звание «народный коллектив» и был переименован в народную фотостудию «Мурманск».

К юбилею из пыльных кладовок вытащили старинные стенгазеты «Фотоклубная правда», седые фотоветераны узнавали и не узнавали себя в давних, вырезанных ножницами по контуру (по тогдашней фотомоде) портретах… Толковый и душевный сценарий праздника сочинили главный режиссер ДК Руслан Дубовик и летописец клуба Любовь Рудакова. История фотоискусства в Заполярье подсказала разбить славное пятидесятилетие на условные отрезки по десять лет. И вот от «шестидесятников» на сцену вышел Игорь Громов.

Вторая семья

- Что меня поразило в 1960 году, когда я впервые пришел в клуб? - начал бывший тралфлотовский механик. - Здесь всегда показывали на собственных примерах не столько удачи, сколько свои ошибки. Помню, Виктор Кононов принес пачку своих снимков и безжалостно отбросил даже знаменитого теперь «Буденовца», получившего впоследствии награды на серьезных конкурсах… Требовательность к себе была безжалостной, поэтому и вырос простой сварщик в истинного фотохудожника…

- Уходит, уходит бескорыстная любовь к фотографии! - вторит Громову «семидесятник» Сергей Воронин. - Мне думается, что современная цифровая техника отдаляет любителей друг от друга. Каждый сам себе мастер и поэтому живет в иллюзии, что нет ничего проще, чем сделать качественный кадр. Я помню, как в 1975 году мама подарила мне на свадьбу фотоаппарат «Зоркий», как приятель Юрий Левин позвал меня в клуб, как я бегал на наши посиделки и споры, как Станислав Барков подбадривал меня: «Не бойся, сынок!» Опытные мастера передавали нам свои секреты наглядно, из рук в руки…

Между прочим, уже через год, в 1976-м, Сергей Воронин завоевал первую в истории Мурманска золотую медаль на международном фотоконкурсе в Лондоне. Выходит, школа была что надо.

Это подтвердили и условные «восьмидесятники».

- Студия всегда была моей второй семьей, все мои друзья исключительно фотографы, - говорит Вадим Зайцев.

- Это была отдушина в жизни. Даже простому чаепитию руководившие студией Станислав Барков или Николай Рудаков умели придавать потаенный художественный смысл, - окунается в воспоминания Владимир Нисенбаум.

Сегодня в фотостудии правит бал новое поколение. И так совпало, что именно на полувековом юбилее в фокус событий попало яркое молодежное достижение. «МВ» уже рассказывал, что на недавнем международном конкурсе в Рязани мурманчанин Павел Алексеев взял «золото» в номинации «цветная фотография». И вот теперь руководитель студии Эмилия Бабий под аплодисменты собравшихся вручила золотую медаль, присланную из Рязани по почте, молодому коллеге.

Мелодия на 26 голосов

К слову, эта золотая медаль вдвойне дорога «мурманчанам» - потому что она первая после десятилетнего перерыва, вызванного естественной сменой поколений.

А всего студийцы защищали фоточесть Кольского полуострова на выставках в 40 странах мира, завоевали не менее пятисот наград разного достоинства, в том числе 20 золотых медалей и гран-при. Своеобразный рекорд до сих пор, пожалуй, удерживает снимок Николая Рудакова 1979 года «Оленья гонка» - он взял «золото» в Англии, Бельгии и Сингапуре и «бронзу» в Испании и Гонконге. Пять медалей с 1980 по 1982 годы!

Да и вообще 80-е стали «золотым веком» мурманской фотографии. Какие имена, какие художники! Иван Ящерицын, Лев Гельдерман, Вячеслав Басов, Николай Жолнин, Виктор Корецкий, Александр Степаненко, Валерий Семаков, Юрий Воронцов.

С 1971 года в обиход студии вошли своего рода ежегодные отчеты о проделанной работе - фотовыставки «Глазами северян». Вот и сейчас очередные «Глаза» смотрят на вас со стен фойе Дворца культуры.

Принцип отбора работ на такую выставку очень прост и мудр. Каждый студиец сам выбирает свои лучшие и выставляет их на суд зрителей. Очень демократично и очень ответственно. Чтобы проникнуть во внутренний мир любого из 26 сегодняшних членов фотостудии «Мурманск», достаточно прийти и посмотреть на очередную выставку «Глазами северян».

26 авторов. Это не хор, это солисты, поющие о любви к Заполярью на 26 голосов.

Фото:
Этот снимок Николая Рудакова 1979 года получил 3 золотые и 2 бронзовые медали.
Фото: Вишневский Павел
Зрители выставки «Глазами северян».
Фото: Вишневский Павел
Фотоветераны «Мурманска» Юрий Шумилкин и Игорь Громов.
Фото: Вишневский Павел
Зрители выставки «Глазами северян».
Фото: Вишневский Павел
Поплотней, поплотней, друзья-студийцы!
Павел ВИШНЕВСКИЙ