«Пожалуйста, поменьше эмоций и побольше конструктивных предложений!» - раз за разом призывал губернатор Дмитрий Дмитриенко мурманских рыбопромышленников на состоявшейся с ними в минувшую пятницу встрече. Но все равно обсуждение тем, волнующих рыбаков, проходило довольно бурно. Слишком много проблем накопилось в отрасли со времени предыдущей встречи полугодичной давности. И хотя большинство из них требуют вообще-то решения на федеральном уровне, за разъяснениями по многим вопросам рыбаки обращались к главе региона.

Между тем после упомянутой весенней встречи удалось ускорить принятие мер по устранению немалого числа препятствий, мешающих развитию и просто нормальной работе мурманского рыбохозяйственного комплекса. С отчета о достигнутом за это время и начал губернатор свое выступление.

В частности, внесены изменения в Правила рыболовства на Северном бассейне, разрешающие работу при специализированном промысле мойвы разноглубинными тралами в ранее закрытых районах Баренцева моря. Решена проблема промышленного лова атлантического лосося в Белом море предприятиями Мурманской области, и они уже успешно в этом году порыбачили. Специальным решением федерального правительства установлены наконец четкие границы порта Мурманск. И главное, чего удалось добиться, в его зону ответственности включены портопункты на побережье - Териберка, Лиинахамари, Ура-Губа. Теперь судам прибрежного лова не нужно в обязательном порядке везти для соответствующего оформления свою продукцию в Мурманск. Сделать это можно будет в данных поселках в непосредственной близости от мест промысла. Кроме того, осуществление прибрежного рыболовства теперь допускается и в российской исключительной экономической зоне за пределами приграничных 12 миль. Наши прибрежники, по убеждению губернатора, все это вполне заслужили своим ударным трудом - уже к середине ноября текущего года полностью освоили всю выделенную, даже нынче увеличенную им квоту.

Хорошая новость и с расположенных на Кольском полуострове предприятий аквакультуры. Они медленно, но верно увеличивают объемы выращивания ценных видов рыбы, идет серьезное привлечение инвестиций. Губернатор выразил надежду, что уже в ближайшие два года ситуация в данной сфере изменится коренным образом, и тем самым мы внесем свой вклад в решение принципиального вопроса об импортозамещении деликатесной рыбной продукции на внутреннем российском рынке.

В рамках региональной программы развития рыбохозяйственного комплекса предприятиям уже выделено в виде субсидий из областного бюджета почти 16 миллионов рублей. Между правительством Мурманской области и региональным отделением Россельхозбанка заключено генсоглашение, по которому господа финансисты готовы будут выдавать кредиты рыбодобывающим компаниям под залог их судов. Хотя в целом в сотрудничестве с кредитными организациями остается еще немало трений.

Несмотря на экономические трудности, связанные с общей кризисной ситуацией, продолжена работа по обеспечению населения Мурманской области качественной рыбной продукцией по доступным ценам. Только свежей рыбы с начала года без посредников по схеме «борт судна - магазин» реализована 621 тонна. Спрос на нее у северян стабилен, и заявки муниципалитетов удовлетворяются полностью.

Все это хорошо, но мало - подумали, видимо, рыбопромышленники и, не тратя особо время на реверансы, сразу стали поднимать в своих выступлениях как еще нерешенные, так и вновь появившиеся проблемы. Одна из основных - сбыт рыбопродукции, прежде всего мойвы. Да, ее возобновившийся в нынешнем году после длительного моратория промысел прошел по ряду причин не совсем удачно. Освоена лишь половина выделенной квоты. Но и из того, что выловлено в ходе зимнее-весенней путины, часть до сих пор не реализована. Только в холодильниках мурманского рыбного порта все еще хранится почти шесть тысяч тонн мойвы. Из-за низкого спроса и нежелания перекупщиков и торговых сетей связываться с малорентабельным товаром мурманские рыбодобытчики даже проигнорировали по идее продолжающуюся путину осеннюю. К тому же, если заезжие дилеры и берут мойву у рыбаков по цене, близкой к только-только самоокупаемости ее вылова (бывает, и по 12-16 рублей за килограмм), то в магазинах средней полосы России она появляется уже по 89 рублей за кг. Что тоже явно не способствует ее быстрой распродаже.

Выход мурманские рыбопромышленники видят в распространении на мойву да и на другие северные виды рыб системы госзаказа. И начать хотя бы с территории Мурманской области. Расположенные здесь многочисленные воинские части, учреждения УИН, другие бюджетные государственные организации вполне можно «убедить», используя при необходимости и административный ресурс, закупать в первую очередь местную рыбу для пищевых нужд взамен дорогого дальневосточного минтая. Далее добиться утверждения в законодательном порядке условия приобретения бюджетными организациями всего Северо-Западного федерального округа рыбопродукции, производимой на Северном бассейне.

Поддерживающий подобную идею председатель правления НО «Союз рыбопромышленников Севера» Виталий Касаткин добавил, что необходимо на правительственном уровне принять еще одно положение, без которого отечественным добытчикам мойвы трудно конкурировать на собственном же внутреннем рынке с норвежскими рыбаками. Дело в том, что соседи начинают ее промысел уже в январе, мы - только в феврале. Они успевают раньше заполонить наши прилавки своей продукцией. Поэтому следует ввести сезонные таможенные пошлины на мойву и, буде возможно, сельдь в размере 30 процентов еще до начала промысла. А если при этом государство гарантированно закупит хотя бы 20-30 тысяч тонн мойвы по цене производителя, то всю выделенную на следующий год квоту мурманские рыбаки смогут выбрать в полном объеме.

Развивая тему, председатель совета Ассоциации береговых рыбопереработчиков Игорь Савченко задался вопросом: а кто сегодня в основном участвует в конкурсах и аукционах на право поставки рыбопродукции для госнужд? Московские компании, имеющие за душой лишь временный офис с одним калькулятором, но при этом - широко оттопыренный карман. По его мнению, все желающие принять участие в тендерах предприятия должны быть предварительно одобрены либо отраслевым рыбным ведомством на федеральном уровне, либо - зарегистрированные в Мурманской области - региональным правительством. Нельзя допускать к «кормушке» фирмы-однодневки, работающие за откат.

Но, как бы то ни было, уповать лишь на поддержку государства в виде гарантированных закупок, ничего не предпринимая самим для продвижения своей продукции, не лучший вариант. Судя по высказываниям рыбопромышленников, они это хорошо осознают. И предлагают разработать собственный региональный бренд рыбных продуктов, под которым активнее продвигать мурманский товар на внутреннем российском рынке, расширять ареал продаж. Бренд этот должен не служить «индульгенцией» доя какой-либо отдельной компании, а официально представлять весь регион. Поэтому, по мнению Игоря Савченко, и разработать такой бренд должно правительство Мурманской области с максимальным участием всех заинтересованных предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса. Губернатор Дмитриенко поддержал идею, но, заметив, что все, кто захочет воспользоваться таким брендом, должны будут пройти обязательную сертификацию своей продукции. Дабы в правительстве Мурманской области не сомневались - представленный товар соответствует требованиям, предъявляемым при использовании регионального бренда.

И все главные споры возникли при обсуждении вопросов, связанных с необходимостью обновления флота. Предваряя неизбежные дебаты, губернатор подчеркнул: несмотря на временный кризисный спад активности, финансовые и экономические тенденции таковы, что стратегическим направлением деятельности рыбопромышленников, как ни крути, является всесторонняя модернизация производства, внедрение самых современных технологий и оборудования. И конечно же, строительство новых судов. В первую очередь на российских верфях. А вот тут лица многих судовладельцев приняли весьма озабоченное выражение.

По расчетам Союза рыбопромышленников Севера, предлагаемые Федеральным агентством по рыболовству проекты строительства судов, от крупнотоннажных до прибрежных, по заложенным в них отечественными судостроителями ценам не окупятся никогда. Через три-четыре года эксплуатации у судовладельца за долги будут отобраны не только само судно и квоты, но и вся собственность.

Директор мурманской компании «Робинзон» Павел Агапов привел собственный печальный опыт сотрудничества с отечественными верфями. Они три года потратили на попытки разместить заказ на строительство крупнотоннажного судна. Были и деньги. Но судно нужно было одно, и по оригинальному проекту. Российские же судостроители привыкли «к валу», к серийному производству. Да и оно относительно заинтересовало верфь только до того момента, как появился на горизонте крупный госзаказ. К чему «пачкаться» парой-тройкой рыболовных траулеров, когда размещение заказа на строительство лишь одного крупного военного корвета с лихвой перекроет по сумме прибыли все издержки от отказа рыбакам. Впрочем, не много и потеряли, считают мурманские судовладельцы: сегодня в России нет верфи, способной построить рыболовное судно, отвечающее всем современным требованиям. Да и не строили никогда, заказывали в основном за границей. Так зачем и теперь огород городить? Иностранные корабелы предлагают и высокое качество, и новейшую оснастку, и вполне удобоваримые цены. Губернатор заметил, что если не будем строить на отечественных верфях, у нас никогда так и не появится нормальной судостроительной промышленности. Но, похоже, отказаться от предубеждений - не такое простое дело…

Тесно взаимоувязана с судостроением еще одна проблема. Исполнительный директор ОАО «Мурманский траловый флот» Николай Карлин выразил общую озабоченность рыбаков усиленно продвигаемой чиновниками в последнее время идеей стимулирования строительства судов на российских верфях путем выделения квот «под киль». То есть, автоматического их наделения квотой в независимости от того, активно ли вел промысел в предыдущий период владелец такого судна и ловил ли вообще? По словам Карлина, такая схема никого из добросовестных, традиционных пользователей квот не устраивает. Тут налицо чье-то желание переделить уже поделенный «квотный» пирог. Не за это боролись рыбаки, когда добивались утверждения за ними квоты сразу на 10 лет. Надеялись, что теперь спокойно можно будет вкладывать средства в обновление флота с учетом долгосрочной перспективы. Но больше у них прежней «уверенности в завтрашнем дне» нет. Какой смысл вкладывать огромные деньги в новострой, если у тебя придут и отнимут квоты, без которых новое судно - ненужная железяка.

Нужно, считает, Николай Карлин, не «квоты под киль, а киль - под квоты». Заработал ты их своей предыдущей промысловой историей - строй! А то ведь так любой, хоть владелец парикмахерской, может построить на отечественной верфи судно и потребовать под него квоту. За таким горе-предпринимателем вполне может стоять и иностранный капитал, предупреждают рыбаки. Вот и уведут наши водные биоресурсы снова за кордон не мытьем, так катаньем.

Заботой о государственных, а не только своих узковедомственных интересов были проникнуты и многие другие выступления присутствовавших на встрече рыбодобытчиков, береговых переработчиков, представителей береговой науки. Свое мнение высказали и представители пограничной, таможенных служб. Но так как практически все поднимаемые проблемы носили стратегический характер и реальное их решение невозможно без вмешательства власти федерального уровня, губернатор Дмитриенко предложил такой вариант: четко оформить все высказанные на встрече предложения и подготовить их для представления вице-премьеру российского правительства Виктору Зубкову, визит которого в Мурманск намечен на текущий месяц. Пусть он окончательно и рассудит. Ну или хотя бы примет к сведению и возьмет в «разработку». По опыту рыбаки знают - предыдущие его приезды в «рыбную столицу» были достаточно эффективными.

Фото: Ещенко С. П.
Дмитрий Дмитриенко.
Фото: Ещенко С. П.
Юрий Задворный.
Фото: Ещенко С. П.
Вячеслав Зиланов.
Фото: Ещенко С. П.
Николай Карлин.
Фото: Ещенко С. П.
Василий Никитин и Сергей Диденко.
Фото: Ещенко С. П.
Владимир Соколов и Игорь Сабуров.
Андрей ПОПОВ