Легендарный красавец-атомоход «Ленин» ровно полвека назад открыл одну из важных страниц в истории нашей страны. Он дал старт разработке многоэтапной государственной стратегии по освоению Арктики. Эта тема актуальна и ныне.

«Ленин» вот уже 20 лет как выведен из эксплуатации. Однако это не мешает атомоходу и сегодня находиться в хорошем техническом состоянии. К тому же с того момента, как ледокол ошвартовался у причала своей вечной стоянки на Мурманском морском вокзале, на его борту побывало уже свыше десяти тысяч посетителей!

Государственный флаг над «Лениным» взвился 3 декабря 1959 года, тогда-то и начался отсчет истории атомного флота страны. Затем «армия» ледоколов пополнилась еще двумя махинами: в 1975-м ввели в строй «Арктику», спустя три года - «Сибирь». Правда, и они уже выведены из эксплуатации, но государственные задачи в вечных льдах продолжают выполнять мощные атомоходы «Советский Союз», «Ямал», «Россия» и «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач» с малой осадкой.

Накануне полувекового юбилея генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша рассказал о нынешней деятельности предприятия и его перспективах.

- Войдя в состав госкорпорации «Росатом», наша компания превратилась из проблемной в стабильно развивающуюся. Замечу, что сейчас определена четкая концепция перехода на ледоколы нового поколения. Однако задачи остались неизменны. По-прежнему актуальны для «Атомфлота» проекты шельфовых разработок в Баренцевом и Карском морях. Предприятие продолжает ледокольное сопровождение судов в прибрежных регионах.

В летне-осенний период, три-четыре месяца в году, работа идет бесперебойно. К примеру, успешно осуществляются транспортные задачи, связанные с обеспечением деятельности научных станций «Северный Полюс», - к местам их дрейфа совершено 68 походов на ледоколах «Атомфлота».

- Круглогодичная эксплуатация атомоходов на Северном морском пути пока не представляется возможной, - продолжил Вячеслав Владимирович. - Для такой навигации необходим ледокол-лидер мощностью 90-100 мегаватт. На государственном уровне уже решается вопрос о его создании. Тем не менее, это остается отдаленной перспективой в силу дороговизны проекта, который может потребовать несколько десятков миллиардов долларов инвестиций.

Пока же страна встала на путь создания двухосадочных ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт. Строительство первого судна начнется в 2011 году и завершится, предположительно, к 2016-му. Оно заменит «Россию» и «Советский Союз», которые к тому времени отработают свое. А к 2025 году, есть такие прогнозы, будет закончена серия еще из трех атомоходов. Итак, в обозримом будущем у России появятся четыре ледокола для решения важных государственных задач в Арктике. Эти атомоходы будут универсальными, так как смогут работать и в открытых морских акваториях, и в устьях крупных рек Сибири, а также преодолевать трехметровые льды.

- В связи с открывающимися перспективами встают вопросы утилизации отслуживших ледоколов, - подчеркнул Вячеслав Рукша. - Сейчас разработано две концепции на этот счет. То ли мы будем удалять реакторную установку, а судно пускать «на иголки», то ли пойдем по пути глубокой утилизации по примеру того, как избавляются от отслуживших свой срок атомных подводных лодок. К слову, в ледокольном флоте это не такой уж и затратный способ, учитывая, что все наши атомоходы «чистые» - излучений и повышенного радиационного фона нет.

В завершение встречи Вячеслав Владимирович заметил, что сейчас на «Атомфлоте» работает чуть более двух тысяч человек, помнящих о солидной истории и видящих перспективы своего предприятия.

- Спешу поздравить каждого члена нашего сплоченного коллектива с юбилеем компании, - обратился к коллегам Вячеслав Рукша. - В такой день хотелось бы, в первую очередь, пожелать здоровья работникам «Атомфлота». Пусть в ваших домах всегда будет хорошая погода, в сердце - радость, а на лице - улыбка. Пусть продолжает развиваться ледокольный флот, такой нужный нашей стране. Пусть процветает наше предприятие, и будут счастливы его сотрудники.

Фото: Федосеев Л. Г.
Вячеслав Рукша.
Фото: Федосеев Л. Г.
Легендарный капитан Борис Соколов.
Людмила БУТКОВА