- Люди на Севере - свободные и гордые! Так что давайте - плечи развернули, головы подняли - и вперед! Исправник, в последней сцене открытым голосом говори, чтобы тебя слышно было. А ты, солдат, тебе еще «стой» не сказали, а ты уже тормозишь. Двигайся, двигайся! А шаман где? Позовите-ка шамана на пару слов…

Главный режиссер областного театра драмы Султан Абдиев собран и энергичен - для каждого из своих актеров найдет нужное слово, каждому поможет расставить последние акценты в трактовке роли. Времени в обрез - мы побывали в театре накануне премьеры масштабного спектакля, к которому долго готовились и который обещает, по словам постановщика, стать событием. Речь о «Коле», которую публика увидит на мурманской сцене уже этим вечером.

Один из ярких эпизодов истории нашего края лег в основу хорошо известного северянам романа «Кола». Автор Борис Поляков создал его в начале восьмидесятых годов прошлого века и посвятил славному городу и его независимым смелым жителям. В 1854-м, во время Крымской войны, на Колу напали англичане. Британский корабль «Миранда» подошел вплотную к городским стенам и открыл огонь. В результате Кола оказалась сожжена практически дотла, уцелело лишь несколько каменных зданий. Однако дух горожан не был сломлен - они смогли отстоять свою малую родину и не позволили захватчикам ступить на родную землю.

Именно на этом произведении основан сценарий, который подготовил сам Султан Абдиев. В масштабной постановке занята почти вся труппа. Зрителей ждет много необычного - не в последнюю очередь, думается, внимание привлечет огромная декорация, которую Абдиев назвал трансформером. Она действительно отличается от всего, что раньше можно было видеть на мурманской сцене, и позволяет совершенно особенным образом выстроить сценическое пространство.

Но главное, конечно, не внешние эффекты, а те эмоции и чувства, которыми наполнили спектакль все, кто принимал участие в работе над ним.

- Идея поставить спектакль, посвященный истории нашего Заполярья, возникла пару лет назад, - рассказал режиссер. - Мы хотели работать с оригинальной пьесой, обращались с заказами к известным российским драматургам - Радзинскому, Галину. Однако в силу разных причин они не смогли взяться за написание такой пьесы. Тогда стали выбирать из уже имеющегося материала. Тут-то и выяснилось, что кроме поляковской «Колы» нам вряд ли что-то подойдет - ведь мыслилось значительное, большое полотно. Долго, кстати, раздумывали над возможностью постановки «Перелома» Николая Скромного - но там ведь речь идет не о Кольском Севере. После инсценировки «Кола», конечно, изменилась. Хотя сам текст я не трогал, однако появились новые сюжетные ходы.

Работа над «Колой» идет с весны. Интересно музыкальное оформление - использованы записи северных хоров. Кроме того, и артисты будут исполнять старинные народные песни. В спектакле также активно используется язык хореографии - артисты, изображающие силы природных стихий, танцами сопровождают многие ключевые сцены. Театр, конечно, не может по части зрелищности соперничать с кино, однако мурманская труппа приложила все силы к тому, чтобы постановка получилась яркой, чтобы она воздействовала на чувства зрителей.

- Мы не можем себе позволить тех фокусов, которые по карману устроителям громких мировых шоу, - с улыбкой заметил Султан Абдиев. - Вот Мадонна, к примеру, на десятки миллионов долларов техники только для одного выступления задействовала. Это не наша история - не просто дорого, но еще и технически сложно. Я считаю, театр не должен даже начинать соперничать с подобными представлениями, у него другая задача. Театр и выжил-то, по моему убеждению, потому, что не поддавался подобным модернизациям. Для нас главное - живой контакт со зрителем.

Насколько можно судить по увиденному на репетиции, режиссер не ставил перед актерами задачу перевоплотиться в людей девятнадцатого века. Такой ход, по мнению Абдиева, только отвлекал бы внимание от смысла постановки, и публика непременно почувствовала бы фальшь. Актеры ведут себя и говорят как наши современники, лишь костюмы и декорации отсылают в прошлое.

- Такова художественная задача - добиться максимального взаимопонимания с залом, легкости восприятия и общения, - подчеркнул режиссер. - Зрители должны ассоциировать себя с персонажами, ведь чувства, которыми живут герои «Колы», вечны - это любовь, дружба, стремление защитить Родину, семью. Марк Захаров, которого я считаю своим учителем, говорил: осовременивание любого театрального материала - не в тщательном копировании этноса, говора и тому подобных вещей, а в том, чтобы дать возможность актерам действовать методами нынешнего дня. Скурпулезное воссоздание эпохи может вызвать у зрителей чувство уважения к актерам и режиссеру, вложившим в достижение цели немало труда, но лишит постановку легкости и искренности.

Стоит отметить, что в областном театре драмы уже ставили спектакль по повести Бориса Полякова. Было это достаточно давно, в восьмидесятых. По словам Султана Абдиева, он ни в коей мере не ориентировался на ту постановку, а создавал свой спектакль с позиций нашего времени.

- Я не морализатор, но считаю, что воспитательную функцию театр все же должен нести, - подчеркнул режиссер. - По-моему, для России давно настало время собирать камни. И наш спектакль, возможно, будет одним из первых таких камней в фундамент здания любви к Родине. Мы в последнее время как-то позабыли, что свою землю надо любить. Так не грех об этом и напомнить, вспомнить о том, что наши предки были героями, за Отечество не жалели и жизни своей. Это следует возрождать в людях, особенно в молодежи. А молодежь на примере истории предков сможет понять важные вещи и о нынешнем дне своей страны.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Юлия МАКШЕЕВА