Уходящий год для многих российских предприятий и компаний был непростым. Однако Мурманское морское пароходство итогами своей работы в 2009-м может быть довольно - прибыль компании по сравнению с прошлым годом не упала и в целом сложный период завершающихся двенадцати месяцев пройден с достойными результатами. Об этом, а также о планах и перспективах рассказал «Мурманскому вестнику» генеральный директор ОАО «ММП» Александр МЕДВЕДЕВ.

- Для того чтобы достаточно успешно завершить 2009-й, которого мы, что скрывать, ждали с опаской и не с самыми радужными чувствами, пришлось потрудиться, - отметил Александр Михайлович. - В нынешней непростой экономической ситуации надо учитывать новые факторы, искать и находить возможность зарабатывать в меняющихся условиях. Приоритеты компании пришлось пересмотреть в связи с тем, что свой ледокольный флот появился у «Норильского никеля». Это поставило перед нами задачу выхода на внешние рынки. В результате пароходство освоило дополнительные объемы работ - сейчас мы перевозим около двух миллионов тонн грузов взамен того миллиона, что транспортировали наши суда по трассе Северного морского пути. Выполняем заказы российских алюминиевых предприятий, сотрудничаем с прибалтийскими странами - доставляем им переработанный асфальт, который они используют для строительства портовых сооружений.

Однако для того, чтобы успешно существовать в нынешних условиях, необходимо формировать новые направления деятельности. По словам генерального директора пароходства, компании это удается. Одним из приоритетных направлений для ММП в настоящий момент является строительство нефтебазы в районе 21-го причала. Проект будущего сооружения уже завершен и проходит экспертизу в соответствующих инстанциях. В ближайшее время планируется приступить к его воплощению. Нефтебаза должна стать одной из составляющих частей комплекса берегового обслуживания Штокмановского месторождения.

- Для реализации масштабного государственного проекта по освоению Штокмана необходима комплексная береговая база с хорошими причалами, с нефтебазой, - отметил Александр Медведев. - Пароходство намерено поучаствовать в работе по ее созданию - мы участвуем в нескольких тендерах. Что же касается нефтебазы, то здесь мы, можно сказать, предугадали развитие потребностей региона, поскольку разработкой этого проекта начали заниматься еще до начала Штокмановской кампании. И именно этот факт дал пароходству хороший заряд энергии для того, чтобы двигаться вперед, а также технические преимущества перед другими участниками тендера.

В рамках Штокмановского проекта пароходство видит для себя еще несколько перспективных целей: участие в обслуживании нефтеплатформ, задействованных в освоении месторождения, - здесь компания уже прошла предквалификационный отбор, а также монтаж разведывательных платформ. Последние строятся в разных местах - в частности, в Корее, где производятся их высокотехнологичные части, и у нас в России. Затем эти составляющие необходимо совместить, чем и намерено заниматься пароходство.

Активной сферой деятельности для компании стала и рейдовая перевалка нефтяных грузов. Для «дочки» «ЛУКОЙЛА» компании «РИТЕК» перевалили на рейде пароходства в этом году 400 тонн нефти, что также принесло доход. Еще одним дополнительным направлением деятельности стало проведение разведочных работ для научных институтов Индии на антарктическом шельфе. Там работают два судна - ледокол «Владимир Игнатюк» и теплоход «Иван Папанин».

Перспективным для себя направлением ОАО «ММП» считает и перевозку крупнотоннажных грузов. И ближайший проект - обеспечение ремонтных работ на пострадавшей Саяно-Шушенской ГЭС, к которому пароходство вполне готово. Там потребуется транспортировка крупногабаритных грузов - например, турбинных колес весом около двухсот тонн, а для этого у северян есть и опыт, и технические возможности. По этому контракту поддерживается постоянный контакт с руководством РосГидро, и, как планируется, в ближайшее время договоренности должны быть достигнуты. По словам генерального директора, для того чтобы успешно обеспечивать перевозку тяжеловесных грузов, флот компании нуждается в определенной модернизации. Это одна из задач на будущий год.

- Мы удовлетворены также результатами работы по передаче ледокольного флота, находившегося в доверительном управлении у Мурманского пароходства Росатому, - подчеркнул Александр Медведев. - Передача, которая состоялась летом 2008 года, прошла без сложностей, своевременно и в полном объеме. Флот продолжает работать без трудностей и происшествий. Пароходство также обеспечило переход плавсостава, причем об уровне подготовленности кадров говорит тот факт, что моряки продолжают трудиться в новой структуре с теми документами, которые получали в ММП. Сейчас ведем переговоры о передаче нашего тренажерного оборудования, необходимого в подготовке специалистов-атомщиков, ФГУП «Атомфлот».

По прогнозам специалистов, наступающий 2010 год не обещает Мурманскому морскому пароходству сладкой и легкой жизни. Становление судоходного рынка после кризиса, по словам Александра Медведева, не будет быстрым. «Нас будут допрессовывать до самых низких ставок», как сказал генеральный директор предприятия. И добавил:

- Этот вид бизнеса уважаемый, древний и почетный, однако особенно прибыльным он никогда не был. Подъем судоходного бизнеса происходит раз в двенадцать лет - остается ждать этого момента и готовиться к тому, чтобы правильно им распорядиться. Ну а трудности. Как говорили мудрецы, будем им благодарны за то, что они дают нам возможность развиваться и двигаться вперед.

И перспективы для развития здесь стараются находить даже в такие трудные времена. Планируется и постройка новых судов, причем компания намерена переориентироваться на суда нового типа. Недавно в Мурманске побывала китайская делегация, велись переговоры о строительстве на тамошних верфях балкеров - они нынче востребованы. Пароходству нужны суда, которые могут работать круглогодично в условиях замерзающих Балтийского и Белого морей, и это должны быть теплоходы не такого высокого ледового класса, как те, с которыми большей частью ранее имело дело ММП. Ведутся переговоры с «Севмашем» о приобретении танкеров.

Возможно, один из теплоходов пароходства ждет резкий поворот в судьбе. Речь о «Клавдии Еланской». Много лет она верой и правдой служила жителям ЗАТО Островной, доставляла людей и грузы на Большую землю. Однако теперь перевозчик должен определяться путем проведения тендера, в котором заявлено несколько участников. Вероятно, поучаствует и паром «Георг Отс», который сейчас простаивает в Петербурге. По словам Медведева, «Еланская» имеет ряд преимуществ перед «Отсом» - это судно более подходящее по навигации, тогда как паром может даже создать аварийную ситуацию. Тем не менее, готовясь к тендеру, в компании прорабатывают варианты изменения направления деятельности «актрисы». Идут предварительные переговоры о возможности сдачи «Еланской» в трехлетний тайм-чартер, с тем чтобы она в летнее время совершала непродолжительные, двух-трехнедельные, туристические рейсы в Антарктику. Выполнение такой задачи по плечу судну, и подобное предложение вызывает интерес у операторов турбизнеса.

- Мы будем только предоставлять теплоход, - сказал Александр Михайлович. - Его ресурс позволяет распорядиться им таким образом: при регулярном ремонте, который мы проводили, старение корабля происходит медленнее положенных для «Еланской» сорока лет. Кстати, на Западе в туристических целях отлично работают пароходики еще девятнадцатого века! А интерес к подобному экзотическому туризму на рынке есть.

Самым ярким из событий уходящего года для пароходства стало празднование семидесятилетия компании, которое отметили осенью.

- Семьдесят лет нашей истории показали главное, - подчеркнул Александр Медведев, - пароходство с поставленной перед ним руководством страны задачей - обеспечивать развитие территорий, прилегающих к Северному морскому пути, справлялось и справляется. Остается надеяться, что и сейчас мы сможем правильно определить перспективы дальнейшего пути, которые позволят компании развиваться и двигаться вперед.

Фото:
«Владимир Игнатюк».
Юлия МАКШЕЕВА