...но все же вовремя. Сегодня в десять утра из Мурманска в район промысла мойвы направляется научно-исследовательское судно «Вильнюс» со специалистами ПИНРО на борту. В течение месяца заполярные ученые-ихтиологи будут оперативно «наводить» рыбаков на места наибольших скоплений мойвы. Затем после короткого захода в родной порт - снова в море. И так до конца путины.

Намеченная заранее дата отхода до последнего момента была под вопросом. Буквально за день выяснилось, что необходимое в таких случаях разрешение на выход в море, выдаваемое территориальными управлениями Росрыболовства, выросло в цене. Как, впрочем, и многие другие справки и документы в стране с нового года. Но ученые успели доплатить вовремя, и эта, в общем-то техническая, неувязка не привела к задержке выхода «Вильнюса» на помощь промысловикам, уже несколько дней как отправившимся на «рыбалку». Кстати, первыми это сделали калининградцы на трех траулерах. Сейчас к ним присоединились мурманские флота. Впрочем, наши судовладельцы не видят в этом какой-либо проблемы. Квоты у каждого региона свои.

В море ученые вышли, но пока, правда, точно не определились, откуда начать. Возможно, это будет так называемый смежный участок Баренцева моря, где россияне ведут промысел бок о бок с норвежцами. А, возможно, сразу пойдут дальше на северо-восток, где отмечается перспективная ветка миграции мойвы.

Так или иначе, «Вильнюс» будет круглосуточно обеспечивать рыбаков оперативной информацией о том, где в данный момент лучше всего забрасывать тралы. Так будет весь месяц до вынужденного захода в мурманский порт. Дело в том, что до сих пор не решен вопрос об обязательном уничтожении выловленной по научной квоте рыбы, непригодной к возврату в родную среду после необходимых исследований. Но ловить ее все равно надо. На борту «Вильнюса» прекрасное поисковое оборудование, но одной акустической разведкой притаившихся в морских глубинах косяков мойвы не обойтись. Чтобы безошибочно наводить флот на ее скопления да при этом еще именно на самые плотные и с самыми нагулянными по весу и размеру особями, ученым нужно обязательно «пощупать ее руками». То есть работать практически в промысловом режиме, для чего поднять на борт минимум 10-15 тонн рыбы. Куда ее потом девать? На 99 процентов она после смятия в тралах уже нежизнеспособна. Выбросить такую за борт - можно нарваться на санкции со стороны бдительных наших пограничников. Подобные прецеденты уже были, когда воины в зеленых фуражках на глазок определяли физическое состояние такой рыбы и выписывали ученым немалые штрафы. Так что везти ее в порт для последующего уничтожения придется. Кто этим на берегу будет заниматься, отдельный вопрос и отдельная головная боль ПИНРО.

Вскоре, возможно, в море отправится и второе институтское научно-исследовательское судно «Фритьоф Нансен». Но у него свои задачи - донная съемка запасов трески и пикши в рамках совместной российско-норвежской программы. Однако в одиночестве «Вильнюс» не останется. Недавно заполярные ученые получили приятное известие: наконец-то дано разрешение на проведение съемок в российской экономической зоне норвежскому научно-исследовательскому судну «Йохан Йорт». Ранее путь туда часто ему был заказан из-за бюрократических проволочек. Теперь это станет неплохим подспорьем в работе мурманских ученых, помогая в снабжении наших рыбаков оперативной информацией о промысловой обстановке.

Андрей ПОПОВ