Наполненный до отказа пассажирами автобус буквально «на цыпочках» миновал обледенелый спуск с крутым поворотом в конце и очень медленно вполз на узенький проезд дамбы водосброса Нижнетуломской ГЭС. Едва не задевая боками бетонные ограждения, транспорт в очередной раз преодолел опасный участок «одноколейки», и пассажиры облегченно заулыбались. Пропуская автобус, на этом берегу Туломы уже выстроилась целая очередь автомобилей, которым сей экстремальный маршрут еще только предстоял. Нижнетуломская ГЭС - единственный короткий путь, соединяющий поселки Мурмаши и Причальный. Несмотря на то, что проезд по дамбе разрешен лишь пассажирским автобусам маршрутов 119 и 120 (автоколонна № 1118), а также автомобилям со спецпропусками, движение автотранспорта здесь все равно весьма интенсивное. Именно оно является одним из главных разрушающих факторов, необратимо воздействующих на дамбу водосброса. Как далеко зашли эти процессы, показала очередная комплексная экспертиза гидротехнического сооружения, проведенная в прошлом году.

Результатом исследований специалистов стало требование снизить в два раза нагрузку на саму дамбу и ведущие к ней мостовые переходы. Говоря проще, если проектные характеристики этих объектов позволяли пропускать транспорт с нагрузкой на ось 10 тонн и общей грузоподъемностью 30 тонн, то теперь эти цифры не могут превышать 5 и 15 тонн соответственно. В противном случае разрушение водосброса начнет набирать обороты.

В общем-то ничего удивительного в этом нет. Нижнетуломская ГЭС построена еще в 1936 году и с тех пор ни разу не подвергалась масштабной реконструкции. Проезд по ней изначально строился как технический и предназначался только для... гужевого транспорта. Строители тех лет вряд ли могли и предположить, что со временем эта узкая «лошадиная» тропа окажется настолько востребованной транспортной артерией.

- Объект требует серьезной реконструкции, - говорит директор каскада Туломских ГЭС филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» Александр Ткаченко. - Этот и следующий год будут посвящены подготовке проекта реконструкции. Его реализация должна начаться в 2012 году. Тогда же будет закрыта и транспортная переправа через дамбу. В частности, планируется расширить проезд и полностью заменить дорожное полотно, а также несущие балки.

По предварительным оценкам, на проведение данных работ потребуется около двух лет, а их общая стоимость составит более 200 миллионов рублей. Поэтому очень важно уже сейчас местным властям, транспортникам и энергетикам разработать альтернативный маршрут между поселками Мурмаши и Причальный. Одним из вариантов может стать создание понтонной переправы через реку Тулому. Опыт возведения такого сооружения через Дунай имеет одна из российских организаций, претендующих на участие в проекте. Впрочем, эта идея еще требует серьезных просчетов.

Пока же главной задачей остается снижение нагрузки на дамбу водосброса. Для этого, по словам энергетиков, предприятию «Автоколонна 1118» придется заменить курсирующие по ней автобусы на транспорт с меньшей вместимостью и, как следствие, увеличить количество рейсов. Сейчас этот вопрос находится в стадии решения.

Екатерина КОЗЛОВА