С нового учебного года в Мурманской области начнет действовать региональный центр оценки качества образования - РЦОКО.

Чем вызвано его появление, какие функции придется ему нести, кто в нем будет работать - ответы на эти вопросы дал «Мурманскому вестнику» министр образования и науки Василий Костюкевич.

Недавно в области было проверено 67 школ, в которых результаты по ЕГЭ ниже областного значения. Что там выявили?

- Недостатков не так уж и много, - рассказывает Костюкевич. - Но есть одна деталь, которая вызвала шок. И мы об этом уже публично говорили на коллегии и выдали соответствующие предписания некоторым школам и муниципалитетам, обратили на этот факт внимание сотрудников института повышения квалификации работников образования. Речь идет об учителях 5-9-х классов проверяемых школ. Часть из них, не все, конечно, преподают свой предмет по стандартам 1998 года. А контрольно-измерительные материалы ЕГЭ пишутся по стандартам 2004 года. Различие между этими стандартами в нюансах, но без их знания выпускник не сдаст качественно экзамен. Мы проанализировали контрольно-измерительные материалы прошлых лет и выяснили, что дети не понимают, о чем идет речь. Им этого не давали. Проблема здесь и в консерватизме дремучего учителя, ведь, даже пройдя курсы повышения квалификации, он действует, как привык. Проблема и в отсутствии внутришкольного контроля. Куда директор смотрит?

Чтобы не возникало подобных и других ситуаций, мешающих получать знания на современном уровне, создается общероссийская система оценки качества образования. Одним из ее инструментов является ЕГЭ, который в качестве эксперимента был введен в нашей стране 7 лет назад, а с прошлого года действует уже в штатном режиме. Причем он оценивает не только знания учащихся, но и работу школы и особенно работу учителей старших классов.

- Теперь мы знаем, кто работает лучше, а кто - хуже, - отдает должное единому экзамену министр образования и науки, - что позволило нам выстроить новую систему оплаты труда. А зная пробелы в преподавании того или иного предмета у конкретного педагога, можем по-новому организовать систему повышения квалификации. Что мы и делаем. Но учителя старших классов пожинают плоды основной школы. Чему детей там научат, с тем грузом знаний и идут они в школу старшей ступени. А вот инструмента измерения качества образования в 5-9-х классах у нас до недавнего времени не было.

Тут-то Василий Филиппович и рассказал о том шокирующем открытии, которое сделали после одной из проверок школ, - о застрявших в прошлом веке учителях-консерваторах.

Но этот номер больше не пройдет. В 2009 году девятиклассники сдавали два выпускных экзамена - русский и математику - муниципальной комиссии, и уже тогда по качеству знаний были сделаны определенные выводы. А с этого года выпускников основной школы будет аттестовывать областная комиссия, которая еще более объективно подойдет к оценке результатов. Таким образом, появляется возможность контроля за деятельностью учителей средней школы, уровнем их осведомленности.

Объективная оценка качества получаемых знаний на каждой ступени образования - задача нынешнего времени. Поэтому вскоре будет проводиться соответствующая диагностика в начальной школе и детских садах.

Что касается дошкольников, то здесь Василий Костюкевич обращает внимание продвинутых родителей, которые в своем стремлении подготовить ребенка к школе отбивают у него желание учиться вообще. Не надо торопиться, нагружать свое чадо, учить дошкольника читать, писать.

- Речь идет о готовности учиться, - подчеркивает он, - а это дисциплина, внимание, усидчивость.

Кстати, диагностика дошкольного образования в нашей области в качестве эксперимента уже проводится. А через несколько лет все это будет нормальным явлением, пообещал министр.

И вот тут возникает вопрос, кто все это будет делать? Кто будет собирать информацию - о школе, учителях, учениках, обрабатывать ее, отвечать на запросы?

- И для портфолио, систему введения которого планируем мы в этом году, также потребуется банк данных, показывающий достижения учащихся в спортивных, интеллектуальных, художественных творческих состязаниях. Сил сотрудников министерства на все это просто не хватит, - обратил внимание Василий Филиппович. - А еще есть проверки школ - по показателям, по жалобам родителей - для проведения государственной аттестации учреждений. С прошлого года, кстати, и вся аттестация учителей передана в ведение областного министерства, а не только рассмотрение на присвоение высшей категории, как это было раньше.

Все вышеперечисленные вопросы как раз и станет решать РЦОКО. Но не сам центр будет давать, допустим, оценку деятельности по ЕГЭ, по аттестации девятиклассников, по диагностике успехов начальной школы и так далее. Этим будут заниматься соответствующие комиссии. А вот аккумулировать их выводы, провести организационно-техническую подготовку всех мероприятий - это уже поле деятельности центра.

Кроме того, он станет источником информации для родителей и педагогов о работе школ, об успехах каждого ученика. Зайдя на сайт, родители смогут узнать, какое место занял их ребенок на олимпиаде, какие результаты у других детей, познакомиться с рейтингом школ и так далее. Так как предполагается сбор банка различных данных за много лет, то РЦОКО будет располагать материалами, позволяющими оценить работу любого учебного заведения, конкретного учителя.

Такие центры повсеместно уже действуют по всей России. Это веяние времени, вызванное реализацией образовательной инициативы «Наша новая школа». Мурманская область здесь не первопроходец, но часть функций такого вот центра выполнялась областным институтом повышения квалификации работников образования и культуры. Для института это были не свойственные ему функции. Теперь же каждый будет заниматься своим делом.

- Центр создается без дополнительной нагрузки на областной бюджет, за счет тех средств, что предназначены нашему ведомству, - проинформировал Костюкевич. - Это будет юридически самостоятельное областное учреждение в системе образования. Предположительно численность его работников составит 29 человек. В июне начнутся организационные мероприятия по его созданию, с сентября он заработает в полную силу. Руководитель будет избран по конкурсу. Работа интересная. Хотелось бы, чтобы возглавил этот центр энергичный, а самое главное, компетентный человек.

Галина ДВОРЕЦКАЯ