Она выглядела такой хрупкой на фоне атомохода «Ленин», рядом с которым простояла три дня в конце минувшей недели... Ее с разных ракурсов фотографировали мурманчане, пришедшие в выходные дни прогуляться по набережной у морского вокзала. И трудно представить, как можно преодолеть на этой скорлупке - маленькой яхте - намеченный отважными мореходами путь. Путь, обещающий невероятные приключения и невероятные испытания.

В субботу на борту «Ленина» мурманские журналисты встретились с экипажем парусно-моторного тримарана, который собирается пройти по маршруту экспедиции Руаля Амундсена, проложенному в начале прошлого века.

Возглавляет экспедицию Борге Оусланд, самый заслуженный, по мнению журнала «Нэшнл Джиогрэфик», из современных полярных путешественников. Среди его достижений - экспедиции на три величайших ледника планеты: в Антарктиде, Гренландии и Чили (ледяной щит Патагонии); пересечение Арктики, Гренландии, Антарктики автономно, без поддержки, в том числе и в одиночку; покорение трех восьмитысячных вершин в Гималаях, в том числе Эвереста. Он первым в истории в одиночку достиг обоих полюсов. Своими наиболее выдающимися достижениями считает пересечение в 1996 году в одиночку Антарктиды (за 64 дня, таща за собой сани весом почти 180 килограммов, преодолел расстояние 2845 километров); переход, опять-таки первым в одиночку, из Сибири до Канады через Северный полюс в 2001-м. Впрочем, в его биографии полюс встречается еще не раз, хватает в ней и экспедиций, совершенных с напарниками.

Секретом успеха Борге являются тщательное планирование и подготовка экспедиций, включающая длительные тренировки, разработку и применение новых, современных видов снаряжения и питания. На жизнь он зарабатывает написанием книг, съемкой телефильмов, благо есть о чем писать и что снимать. Кроме того, он замечательный лектор - один из немногих, аккредитованных лекторским бюро «Нэшнл Джиогрэфик».

Вот такая живая легенда предстала перед глазами мурманских журналистов. Высокий, жилистый 47-летний норвежец, обдутый ветрами заполярных широт, признался, что он на пороге исполнения еще одной своей давней мечты - в один сезон пройти вдоль всего арктического побережья. До сих пор это еще никому не удавалось. Идея возникла в 2007-м, когда ледяной покров Арктики сильно подтаял. В этом году ситуация уже не та, но с напарником надеются на успех.

Под стать ему и напарник - улыбчивый, жизнерадостный Торлейф Торлейфссон. Он профессиональный моряк, бывший капитан. Но вот познакомился с Борге, и теперь они путешествуют вместе. Они и похожи-то друг на друга - и статью, и красноватым арктическим загаром, и неброской на первый взгляд силой тела и духа, так присущей первопроходцам.

Третьего члена экспедиции журналистам увидеть не удалось. Наш соотечественник Станислав Костяшкин срочно вылетел в Москву, чтобы решить вопросы, связанные с экспедицией.

Капитан яхты Торлейфссон рассказал немного о тримаране, на котором отправятся в путь путешественники. Это судно с тремя соединенными в верхней части параллельными корпусами. Длина - 10 метров, ширина с поплавками - 7. Оно обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами. Скорость - до 20 узлов. И хотя задача капитана как можно быстрее провести судно через открывшиеся ото льда проливы, идти будут осторожно, вряд ли развивая максимальную скорость, так как на пути могут встретиться льдины, столкновение с которыми недопустимо. Торлейфссон рассказал, что здесь, в Мурманске, получил много ценных советов от капитанов, ходящих по Севморпути.

О значении экспедиции много говорили в этот день и организаторы, и старые полярные капитаны, и другие участники пресс-конференции.

- Борге раздвинул границы возможного, вписал свою страницу в историю исследования полярных территорий вслед за великими норвежцами Нансеном и Амундсеном, - отметил и. о. Генерального консула Норвегии в Мурманске Эллин Мария Хеллум.

- Все мы зачитывались в детстве книгами о знаменитых путешественниках. Заболев Севером, читали и о Нансене, и об Амундсене, - с удовольствием напомнил заместитель генерального директора «Атомфлота» Владимир Танько.

Впрочем, героям дня он пожелал поменьше приключений, потому что хорошо знает, что за этим стоит.

О том же говорил и директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, научный руководитель нынешней экспедиции, сам заядлый путешественник, прошедший с научными экспедициями Арктику, Гренландию, Антарктиду.

- Хождение на таких легких суденышках по морям-океанам - само по себе уже приключение. Это удел избранных. Это комбинация их опыта, исключительно уникальный случай. Но без поддержки, в одиночку плавать невозможно, и штаб морских операций будет следить за этим путешествием. Главное здесь - это информированность экипажа и связь, - подчеркнул Боярский.

- Без нужды в лед не соваться! - еще один совет прозвучал от президента Мурманской ассоциации капитанов, известного морского волка Анатолия Черепанова. - Основное правило: лед благосклонен к тому, кто относится к нему с уважением.

Выступающие много говорили и о значении этого похода для развития туристического бизнеса в регионе. Но не все можно измерить бизнесом, не все объяснить и реализацией своего хобби.

- Это не просто развлечение людей, которым не сидится дома. Это один из способов показать разнообразие жизни. Один из способов привлечь молодежь к спорту, здоровому образу жизни, - напомнил собравшимся советник директора музея Арктики и Антарктики, координатор экспедиции Михаил Шумавцов.

Современная цивилизация, кстати, дает шанс наяву ощутить дыхание Арктики и тем, кто не входит в число первопроходцев. Вездесущий турбизнес пробирается во все уголки планеты, доставляя туда клиентов, физические возможности которых не так важны, как финансовые. Пока мы здесь, за полярным кругом, говорим о необходимости развития туризма, московские фирмы давно уже водят туристов на макушку планеты. Сбор на Шпицбергене, стоимость путевки в среднем 18 тысяч евро. У кого сил не хватает дойти до полюса, вызывает за 5 тысяч евро вертолет. Это, к слову, о том, что ничего невозможного для современного человека, действительно, пожалуй, и нет.

И все же... Как зачарованные смотрели мы слайд-фильм, который показал на встрече Борге Оусланд о своем путешествии 2007 года, когда шел он с напарником с Северного полюса. Ноздреватый лед, трещины, разводья - одни можно перепрыгнуть, другие лишь переплыть на лодке. И безумно красивые пейзажи вокруг. Какое там штампованное «белое безмолвие»! Снег, вобравший в себя всю палитру радуги, отдает то одним, то другим цветом. И смертельно уставшие люди сидят, вытянув босые, истертые, все в заплатках пластыря ноги. А рядом любопытные белые медведи, хозяева Арктики. Пытаются понять: кто такие, зачем пришли, и не закуска ли это вообще? Чтобы не вводить мишек в соблазн, их отпугивают выстрелами из ракетницы... И какие же счастливые лица в конце фильма у покорителей Арктики!

Сейчас путешественники мечтают пройти вдоль арктического побережья России, США, Канады и Гренландии, обойдя таким образом весь Северный Ледовитый океан. Никто за одну навигацию еще не проходил этот маршрут. Они мечтают быть первыми. Но вся интрига в том, что двумя неделями раньше по такому же маршруту с той же самой мечтой из Мурманска ушла петербургская яхта.

- Мы никакой информацией об этом не располагаем, - безмятежно разводят руками норвежцы.

Понятно, что ни о каких соревнованиях двух экспедиций, отправившихся по просторам северных морей-океанов, не может быть и речи. Арктика не любит суеты.

Вчера вечером, как планировалось, тримаран с тремя путешественниками на борту должен был отправиться в путь.

Публикации по этой теме:

По следам Амундсена "Мурманский вестник" от 24.07.2010

Фото: Ещенко С. П.
Торлейф Торлейфссон и Борге Оусланд.
Галина ДВОРЕЦКАЯ