С первых дней июля барк «Седов» стал на несколько месяцев домом для 76 курсантов Мурманского государственного технического университета и 19 учащихся Архангельского морского рыбопромыслового колледжа, вышедших в свое первое плавание. И каждый из них будет наверняка вспоминать свое первое утро в море.

П

о традиции сразу после завтрака начинается большая уборка. Все, что может блестеть на борту, будет надраено до сияния: перила, рамы иллюминаторов на штурманской рубке, колпаки с гравировкой «Седов» на всех кнехтах. Палуба подметается и поливается из шланга водой. (Между прочим во второй половине дня проводится еще малая уборка - чистота, похоже, это пунктик моряков.)

После утренней уборки начинается обучение. Сначала - занятия по работе с такелажем. Дело это весьма непростое, ведь первое, что замечает любой, попадающий на борт парусника, - огромное количество веревок, канатов, тросов. Причем в одном случае концы надо наматывать восьмерками, а в другом - оставлять свисающие петли. Наука!

Затем - подъем на мачту. В первый день только до марсовой площадки, на 12 метров от палубы. Но не один раз, а несколько: вверх-вниз, вверх-вниз. Опытному инструктору сразу видно, как ребята чувствуют себя на высоте: тот, кто ее побаивается, буквально срастается с вантами, ведущими на мачту, ложится на них всем телом.

Однако, по словам Владимира Кудряшова, инструктора на первой грот-мачте, страх высоты и не должен исчезать. К нему можно привыкнуть, но бояться все равно надо!

- Как только страх пропадает, человек может чересчур осмелеть. А безрассудство в нашем деле недопустимо! Страх позволяет всегда контролировать ситуацию, потому что, действуя с осторожностью, человек все делает осознанно.

В последующие дни ребятам предстоит подняться до сайлинговой площадки (это 36 метров над палубой), разойтись по реям - и начнется работа с парусами. Ведь при любом маневре с парусом, когда его необходимо поднять или опустить, часть действий всегда необходимо произвести на реях. Поэтому с курсантами ежедневно проводится инструктаж, особое внимание при котором уделяется соответствующей экипировке, обуви, использованию страховки.

При первом подъеме на мачту трудность заключается не только в том, чтобы преодолеть страх перед высотой. Это физически весьма утомительное занятие: при подъеме по вантам задействованы такие группы мышц, которые в обычной жизни активно не нагружаются, и после спуска первое время болевые ощущения дают о себе знать.

Г

лавная сложность первых дней пребывания на барке - это так называемое «вхождение в судовую жизнь». Необходимо втянуться в режим, привыкнуть к тому, что на борту все делается по команде, очень четко и последовательно. Дисциплина на корабле, по мнению инструкторов, - самое главное.

Владимир, один из курсантов, который отправился в рейс на «Седове» уже не в первый раз, рассказал про свой первый день на борту:

- Мы тогда вышли из порта Санкт-Петербурга, поставили паруса, а ночью - шторм, ветер. Сыграли парусный аврал. Я, естественно, не понимаю, куда бежать и что делать. Боцман же командует: надо убирать паруса. Вокруг темень, дождь, холод, ветер - но надо! И вот поднимаюсь и делаю. Здесь главное - преодолеть себя. Зато теперь, если сравнить меня с моряком другого судна, который никогда не имел никакого отношение к парусу, я буду на голову выше его, потому что непосредственно сам сталкивался со стихией. Не случайно, когда «Седов» выходил из Питера, прохожие махали нам руками, сигналили машины: не каждое судно так провожают! Это особенный корабль: из старых парусников - самый большой в мире. Здесь сохранилось все в первоначальном виде - в плане управления и парусами, и рангоутом, и такелажем. Все так же, как и было 89 лет назад, - вручную, слаженно, командой. Ведь самое главное в управлении парусами - это, конечно, командный дух, сплоченность.

В этот раз новичкам повезло: первая ночь обошлась и без шторма, и без парусного аврала. Хотя, как заметил Владимир, настоящий моряк должен через это пройти. Есть в этом своя романтика. Парусные авралы во время нестабильной погоды или регаты звучат часто, в любое время суток.

Каждому из курсантов предстоит отстоять не одну вахту на руле. Четыре человека стоят непосредственно у штурвала, пятый на носу - впередсмотрящим. Продолжительность вахт - четыре часа. Придется потрудиться и на камбузе, и в столовой. Во время генеральной уборки все будут драить палубу, а при первом шторме наверняка побегут к доктору за таблетками от морской болезни. Но пока что в свой первый день в море мальчишки с удовольствием просто стоят у борта и смотрят на спокойные волны, на барашки, которые разбегаются от носа корабля, на появляющиеся и исчезающие в дымке берега, на проходящие мимо корабли...

В

ремя на корабле летит незаметно, и вот прямо по курсу - берега Литвы. Белокрылый парусник-ветеран пришвартовался в порту Клайпеды. Солнце палит, температура в тени - до 38 градусов. Обшивка корабля в такую погоду нагревается так, что находиться внутри кают тяжело даже при включенных кондиционерах. На палубе же - воистину тропический зной. Но ни жара, ни хлынувший в воскресенье проливной дождь не смогли отменить два знаменательных события, к которым и в Мурманске, и в Литве готовились не один месяц.

17 июля группа курсантов парусника отправилась в местечко Мацикай под Шилуте. Думаю, немного найдется у нас знатоков истории Второй мировой войны, знающих об этом маленьком городке. Но мальчишки из МГТУ, побывавшие в Шилуте, наверняка запомнят эти места на всю жизнь.

Ветер едва колышет ветви сосен и елей, под ногами - высохшая от жары земля. Если бы случилось так, что эти деревья, эта земля смогли говорить, каждый содрогнулся бы от услышанного. Здесь, в Шилуте в годы войны с 1942-го по 44-й находился концлагерь. В нем содержались военнопленные летчики из СССР и других стран антигитлеровской коалиции. Ежедневно на этой земле, под этим небом умирали сотни людей. И вот 66 лет спустя на месте, где находился концлагерь, появился памятный знак погибшим здесь советским летчикам.

Гранитные крылья застыли в последнем взмахе. Серьезны лица ветеранов Клайпеды: для них открытие мемориала - действительно знаковое событие, ведь это первый памятник советским воинам в районе Жемайтия с того момента, как Литва стала суверенной. По словам генерального консула РФ Анатолия Кроткова, отношение к нашим захоронениям со стороны литовских властей достаточно уважительное. Об этом, думаю, говорит и сама возможность открытия подобного памятного знака.

Ребята возвращаются на борт «Седова» какие-то молчаливые. Кажется, даже взгляд у мальчишек стал серьезнее и взрослее. Долго еще будут они вспоминать тяжелые ветки сосен, высеченный в камне полет, прерванный безжалостной войной.

На следующий после открытия памятника день представителей консульства РФ, ветеранов Клайпеды и экипаж «Седова» ожидало настоящее испытание: в течение нескольких часов шел проливной дождь. Тем не менее торжественная передача совету ветеранов города капсулы с землей полуострова Рыбачий, которую доставили в Литву из Мурманска, состоялась. Генконсул РФ вручил Клайпедскому совету ветеранов также медаль «65 лет Победы» и грамоту за подписью президента России.

В городе остался 401 ветеран, средний их возраст - 85 лет. К сожалению, этих людей буквально с каждым днем становится все меньше, и каждый знак внимания имеет для них большое значение. Греют душу слова, сказанные одним из участников Великой Отечественной:

- То, что Россия нас не забывает, - это очень приятно.

Два замечательных события - открытие памятного знака в Шилуте и передача капсулы со священной землей северных рубежей - стали для ветеранов хорошим поводом еще раз собраться вместе. Сидя за расставленными на корме «Седова» столами, они выпивали традиционные фронтовые сто граммов, общались, пели военные песни. Под ногами была палуба корабля, который давно вошел в мировую историю. В историю, главные страницы которой написали они...

И вновь барк «Седов» в пути. Впереди - новые впечатления, новые встречи, парусные авралы и традиционное «Свистать всех наверх!».

Фото: Онищенко Наталья
Барк "Седов". Рулевая вахта.
Фото: Онищенко Наталья
Барк "Седов".
Фото: Онищенко Наталья
Барк "Седов". Будущий «морской волк».
Фото: Онищенко Наталья
Барк "Седов". Ду ю спик инглиш?
Фото: Онищенко Наталья
Открытие памятного знака в Шилуте.
Фото: Онищенко Наталья
Капсула с землей полуострова Рыбачий, переданная Клайпедскому совету ветеранов.
Татьяна ЖИТНИК