На красивый праздник в Шонгуе мне помог добраться Вуэнтрэ Вилькесьявр. Так мончегорец Андрей Белозеров переводит на саамский язык свое имя и фамилию. А в поселке отмечали Международный день коренных народов мира, на который съехались гости из многих городов и поселков Кольского края. Этот праздник, утвержденный в 1994 году ООН, особо почитается северными народами.

Как появились саамы, проживающие в северных районах России, Норвегии, Швеции и Финляндии? У ученых есть предположение, что саамский народ, вероятнее всего, образовался путем слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетические различия между живущими на различных территориях саамами. Генетические исследования выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода - современными басками и берберами.

Ну а коренные жители земли Кольской давно и прочно породнились с коми, русскими и прочими россиянами - это доподлинно известно безо всяких исследований. А потому национальные праздники отмечаются, как правило, с участием местных жителей, где бы они не проходили: День оленевода и Саамские игры в Ловозере, «Мянндаш парнэ пеййв» в Мурманске, фестиваль «Моайнас Лань» в Оленегорске, «Коампаль ыйй» в Мончегорске.

- Сегодня у нас радостный день! Вот с сынишкой Максимкой будем слушать саамские песни, кормить оленей травкой с руки, будем веселиться! Не так уж часто у нас в Шонгуе такие красивые праздники! - поделилась медсестра поселковой амбулатории Зоя Вельмякина. Олешки и вправду стали центром внимания местных ребятишек. «Главный шаман» фольклорного коллектива «Вуайя» Семен Большунов нынче выступал в роли хозяина оленьей упряжки.

- В тундру-то собираешься? - спрашиваю парня. Семен закончил училище, знаю, что не прочь бы поработать оленеводом.

- Пока в раздумьях, - признается Семен. - Причина все та же, о которой мы с вами говорили раньше...

- Боится молодежь идти в тундру, - присоединяется к разговору Михаил Шаршин, родной дядя парня. - Платят мало, а трудностей много, одни браконьеры чего стоят.

Сам Михаил оленевод с 45-летним стажем, он и родился в чуме, среди тундры, не гость там и поныне. Она для него - дом родной. Говорит, мы не жили богато, а молодежь хочет лучшей доли - разве стоит их за это упрекать?

Праздник начался с шествия с саамским флагом. Хмурая с утра погода разгулялась, а к полудню поселком овладел настоящий зной. Кстати пришлась прохлада зрительного зала Дворца культуры - в концерте самодеятельных артистов участвовали и певуньи почтенного возраста, и совсем крохи. Хореографический коллектив «Дюймовочка» мне полюбился особенно.

- Деток у нас в поселке много, поэтому ведем и танцевальные, и вокальные группы, - рассказала директор ДК Екатерина Ивина. - Сотрудников во Дворце мало, но мы стараемся, учим ребятишек петь и танцевать. Вам понравилось? Значит, наши труды не напрасны!

В муниципальном образовании сегодня проживает около 7 тысяч человек. Как рассказал глава администрации Николай Катин, в основном рабочие места в бюджетных организациях да воинских частях. Кирпичные заводы в Шонгуе и Кильдинстрое стоят уж не первый год, зверосовхоз тоже в прошлом, никаких предприятий нет, а малый бизнес представлен только торговлей. Многие ездят на работу в Мурманск.

Школы в Шонгуе, Кильдинстрое и Зверосовхозе хорошие, большие, а вот учеников столько нынче не набрать.

- Видите, сколько колясок? Скоро подрастут новые ученики! - обнадеживает глава.

- Здесь родилась, выросла, уезжала свет посмотреть, но все же вернулась на родину, - поведала Надежда Вельмякина (популярная в Шонгуе фамилия!). - Вырастила четверых сыновей - старшему уже 32, младшему - 20, тоже работает в поселке.

Глядя на Надежду, диву даешься - молодая красавица, будто секрет какой от предков разумеет.

- Порода и правда у нас крепкая, - смеется Надя. - А погляди, какая красота вокруг - речка синяя, сопки в зелени, воздух - хоть пей его! Сегодня утром окно распахнула - ветер медовый, иван-чаем пахнет.

Тут и уха саамская подоспела. Селяне привлекли в качестве шефов военных из соседней части, а потому на площадке перед ДК весело и вкусно попыхивала полевая солдатская кухня. Дымком, ушицей тянуло! Наконец служивый надел поварский колпак и взял в руки большой половник, а поварята из местных встали на раздачу.

Праздник вышел по-домашнему уютный, вольный и без лишнего пафоса. Главная ценность таких мероприятий понятна и проста - люди, живущие вдали друг от друга, смогли увидеться, обняться, обсудить свое житье-бытье. Как сказала в приветствии Надежда Чупрова, руководитель Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера, «откроем сердца людям и природе!».

Фото: Попович Татьяна
Фото: Попович Татьяна
Татьяна ПОПОВИЧ