Мы продолжаем следить за ходом экспедиций российской яхты «Петр I» и норвежской «Нордест пассаж». Первая стартовала из Мурманска 14 июля, а вторая двумя неделями позже. Поначалу «Петр I» уверенно лидировал. Но 16 августа потерпел аварию: при столкновении с льдиной повредил рулевое управление, и стоянка в Тикси затянулась. А в это время соперники вырвались вперед.

Впрочем, норвежцы не раз подчеркивали, что не намерены соревноваться. Моряки Оусланд и Турлейфсон просто хотят повторить подвиг своего соотечественника Руала Амундсена. Пока что он единственный в мире, кто прошел Северо-Западным и Северо-Восточным морским путем. Причем произошло это более 100 лет назад.

«Два дня боремся с переменчивым ветром и штилем. Оказались взаперти с наветренной стороны большого острова в мелководье. Глубина составляла всего 2-3 метра. Но к усилению ветра удалось выйти на глубокую воду», - сообщили норвежские яхтсмены 24 августа. А накануне они выложили информацию о том, что миновали Новосибирские острова и вышли из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское.

«Мы немного напуганы этим одиночеством и изоляцией. Единственное живое существо, которое мы видели, был одинокий белый медведь», - признаются яхтсмены с «Нордест пассажа».

Произвели хозяева Арктики впечатление и на наших ребят. Эту встречу описывает в своем блоге старпом Лена Соловьева:

«Вчера вечером наконец-то увидели белых мишек. После швартовки ребята решили отправиться на большую землю... Сели в шлюпку, поплыли. Но ехали недолго - по берегу в их направлении шло семейство белых мишек, мамка и медвежата. Никогда бы не подумала, что ребята могут так быстро грести! Мишки шли вдоль берега, не обращая на нас никакого внимания, до тех пор пока мы не оказались по ветру и они не почуяли наш запах. Говорят, белые медведи очень любопытны, но плыть к нам никто не собирался, хотя достаточно долго звери стояли и принюхивались к незнакомому или давно забытому запаху человека. Маленькие медвежата очень смешные, прячутся за маму. В конце концов, видимо, решив, что никакой ценности или угрозы мы не представляем, ушли.

Очень хотелось покормить их вкусненьким. Мой дед, который в свое время ходил здесь на ледоколе, рассказывал, как они кормили белых мишек сгущенным молоком. В северные моря за дедом я уже пришла, осталось мишек угостить. Эх, видел бы ты меня, дед!

Все утро мишки проспали на берегу, и лишь когда мы стали выбирать якорь, мама-медведица подняла голову - поглядеть, кто это здесь так шумит...»

А капитан «Петра I» Даниил Гаврилов сообщал 23 августа в своем блоге:

«19 августа, сразу после швартовки в Тикси, к нам пришел начальник порта узнать наши потребности... В Тикси мы познакомились с экипажем буксира МЧС «Неотразимый». Отличные ребята, они нам очень помогли. Баня, стирка белья, часть провизии... Нам выточили огромную гайку для баллера, прислали водолаза и еще много всего по мелочам. Весь экипаж говорит им большое спасибо.

Солярка здесь очень дорогая - 37 рублей за литр. Еще более сложная ситуация с бензином. В свободной продаже его нет, а на весь Тикси есть 3 тонны. Мы обратились к главе администрации Булунского улуса с просьбой о помощи. Он сразу откликнулся и выделил нам 300 литров вожделенного бензина. Большое спасибо - вы нас спасли...

Хотели постоять в Тикси до 00:01 минуты вторника в надежде на то, что на яхту, может быть, приедет В. В. Путин, который сегодня прилетел в Тикси с рабочим визитом и большой делегацией. Мы даже подготовили для него письмо и собирались встать на рейде, чтобы нас лучше было видно. Но в 9 утра по местному времени пришел пограничник и сказал, что охранные структуры перекрывают акваторию порта. И что если мы не уйдем в ближайший час, то останемся здесь до среды. Пришлось уходить. На данный момент вышли на нормальные глубины, ставим паруса».

Днем позже еще одно сообщение от капитана: «Читал сегодня новости с тримарана. Потихоньку их догоняем...».

Вчерашняя же весточка говорит о том, что удалось не только догнать, но и немного опередить. Когда прошли Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, Даниил Гаврилов написал: «Норвежская яхта где-то по корме совсем недалеко от нас. Пытался вызвать их на УКВ и предупредить об отдельно плавающих льдинах, но связь не прошла. Ночи стали темными, и встретить такую льдину даже для «Петра I» очень опасно».

И именно вчера Арктика вновь напомнила всем, насколько рискованно с нею спорить. В море Лаптевых в 20 милях от берега, в районе Тикси, затонул буксир «Алексей Кулаковский», спешивший на выручку к рыбакам. На борту находилось 14 членов экипажа. Ко вчерашнему вечеру, по сообщениям информагентств, трое спасены, пятеро погибли (их тела найдены), шесть моряков числились пропавшими без вести...

Путешественники, конечно, знают об этой трагедии. «Сочувствую родным и близким, - написал капитан «Петра I». - За нас не переживайте, мы от этого циклона уже уехали. На борту все в порядке».