Не успел успешно завершить прохождение СМП датский балкер «Nordic Barents», следовавший с грузом железорудного концентрата из Европы в Китай, как следом за ним решил рискнуть и пассажирский паром «Георг Отс», находящийся в настоящий момент на трассе по пути из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы в дальнейшем риск при прохождении по-прежнему сложного Севморпути свести к минимуму, для обеспечения безопасного судоходства в российской Арктике уже сегодня планируется создать поисково-спасательные отряды.

По информации, распространенной Российским профессиональным союзом моряков, окончательно вопрос о создании таких отрядов будет решен после анализа итогов 50-й высокоширотной экспедиции, завершение которой намечено на октябрь текущего года. В ее рамках морской спасательный буксир «Неотразимый» по пути из Архангельска в Анадырь преодолел почти 6 тысяч километров. По ходу экспедиции ее участники производили подводные работы по поиску и обследованию потенциально опасных объектов в районе Новой Земли.

Кроме того, была проверена «боеготовность» сил МЧС России в портах Дудинка, Диксон и Тикси к операциям по поиску и спасению людей в Арктическом регионе. По всему пути следования оценивалось состояние навигационного, аварийно-спасательного и прочего обеспечения. Специалисты сходятся во мнении, что в перспективе здесь должна быть создана централизованная спасательная служба быстрого реагирования.

Необходимость создания подобной структуры продиктована все возрастающей интенсивностью движения по Севморпути, который, по прогнозам, может в будущем если не заменить, то стать серьезным конкурентом Суэцкому каналу. По последнему и расстояние между континентами значительно длиннее, да и безопасность не гарантирована. Пираты в южных водах по-прежнему шалят, несмотря на присутствие интернациональной военно-морской армады.

Соответственно, растет интерес судовладельцев и фрахтователей к арктическому варианту транзита грузов. Если верить информационному агентству «ПортНьюс», генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заявил на международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России»: его предприятие уже получило 15 заявок на проводку атомными ледоколами транспортных судов по трассе СМП в 2011 году. И в частности, танкер «Михаил Ульянов» ОАО «Совкомфлот» дедвейтом 70 тысяч тонн пойдет по ней уже в мае следующего года.

Правда, в пресс-центре «Атомфлота» столь конкретную информацию корреспонденту «Мурманского вестника» не подтвердили. Да, были переговоры, были протоколы о намерениях. Но конкретных контрактов пока не заключалось. Хотя интерес, безусловно, есть, и он растет с каждым успешным рейсом. Но ведь еще нет аналитических выводов по навигации-2009. Может случиться и так: просто удачное лето, удачная ледовая обстановка, вот и повезло - «проскочили». Но Арктике коварства не занимать. Свой норов она может показать уже в следующем году, наглухо заперев льдами узкие проходы трассы. И никакое глобальное потепление не поможет. К тому же уже пошли разговоры о возможности в скором времени как раз обратного - глобального похолодания.

Кстати, пришлось прибегнуть на одном из участков к помощи ледоколов и вышеупомянутому датскому балкеру, да и «Георга Отса» в районе пролива Вилькицкого ждет атомоход «Таймыр», чтобы взять под проводку. Севморпуть далеко еще не комфортный европейский «автобан». Поэтому строить планы на перспективу, даже столь близкую, можно будет лишь после тщательнейшего «разбора полетов», изучения всех нюансов прогноза ледовой обстановки на следующий год.

Андрей ПОПОВ