1 октября гарантирующий поставщик электроэнергии Мурманской области ОАО «Колэнергосбыт» отмечает свой первый, хотя и не круглый, но все-таки юбилей - пять лет с момента образования. О том, как сегодня работает предприятие, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться его специалистам, и способах их решения, а также о перспективах его развития корреспонденту «Мурманского вестника» рассказывает первый заместитель генерального директора компании Анна СТОГНИЙ.

- Анна Евгеньевна, давайте вернемся на пять лет назад и напомним читателям, с чего началась история «Колэнергосбыта»?

- Первый юбилей нашего предприятия совпадает с пятилетием реформы электроэнергетики в нашей стране. В 2005 году правительством России было принято решение о реорганизации РАО ЕЭС и выделении из его состава генерирующих и сбытовых компаний. Тогда и появилось наше предприятие, которое начало свою деятельность как независимая энергосбытовая компания, выделившаяся в ходе реорганизации ОАО «Колэнерго». С тех пор правила, регулирующие работу рынка сбыта электроэнергии, не раз менялись, принимались новые нормативно-правовые акты. Но неизменным оставалось одно - с самого своего основания сотрудники «Колэнергосбыта» эффективно решали главную задачу, стоящую перед гарантирующим поставщиком, - обеспечение бесперебойного энергоснабжения и эффективного взаимодействия потребителей электроэнергии, генерирующих и сетевых компаний.

- Что для вас - коллектива предприятия - было тогда наиболее важным?

- В первый год функционирования регионального рынка мы сосредоточились на приоритетных для компании направлениях работы с потребителями - сохранении уже существующей абонентской базы и дальнейшем ее развитии. На сегодняшний день ОАО «Колэнергосбыт» - крупнейшая энергосбытовая компания региона, гарантирующий поставщик электрической энергии на территории всей Мурманской области, член Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Кроме того, «Колэнергосбыт» - субъект оптового рынка электроэнергии. Планируется, что в 2010 году объем покупки электроэнергии составит более 7 миллиардов киловатт/часов. При работе на оптовом рынке мы руководствуемся задачей свести к минимуму затраты на электроэнергию для наших конечных потребителей. А это почти все население Мурманской области и более 4600 юридических лиц. Среди них промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, различные учреждения и организации. Это в первую очередь огромная ответственность. И хочу отметить, что, несмотря на все трудности последнего времени, связанные с реформами, предприятие встречает свой пятилетний юбилей, обладая высококвалифицированным персоналом и хорошей материально­производственной базой. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

- Какова роль сбытовых предприятий в энергетике?

- В ходе реформирования энергетики система взаимодействия субъектов рынка от производителя до потребителя претерпела кардинальные изменения. И это в полной мере ощутили на себе не только энергетические компании, но и все потребители. Каждому звену теперь отводится своя роль, а сбыт, помимо того что является важным этапом доведения электроэнергии до потребителя, выполняет ряд системных, связующих и регулирующих функций, обеспечивающих движение информационных и денежных потоков в цепочке энергоснабжения, связь оптового и розничного рынков электроэнергии. Как я уже говорила, основная задача энергосбытовой компании - обеспечение надежного энергоснабжения населения и юридических лиц, а также организация взаимодействия всех участников процесса. В общих чертах ее текущая работа - это приобретение электроэнергии на оптовом рынке, продажа ее потребителям в соответствии с договорами энергоснабжения, осуществление расчетов за потребленные объемы, сбор денежных средств и дальнейшее их распределения по цепочке в обратном направлении до производителя. Мы сегодня взаимодействуем с жителями области, предприятиями, властью, что накладывает очень большую ответственность.

- Как вы выстраиваете отношения с сетевыми предприятиями?

- Пять лет назад и сетевые, и сбытовые компании были частью большой энергетической системы региона. В Мурманской области успешно работают несколько крупных сетевых компаний. Наш главный партнер - филиал Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо­Запада «Колэнерго», деятельность которого охватывает территорию всего региона. Со всеми сетевыми компаниями мы поддерживаем партнерские и дружеские отношения, стараемся разрешать проблемные вопросы вместе, потому что работаем на одно общее дело - надежное энергоснабжение региона.

- Сегодня одна из самых острых проблем в сфере ЖКХ - неплатежи. Как обстоят дела с платежной дисциплиной ваших потребителей и как вы работаете с должниками?

- Работа с дебиторской задолженностью - это также неотъемлемая часть каждодневной деятельности любой энергосбытовой компании. По сумме долгов за услуги ЖКХ Мурманская область занимает первое место среди регионов страны. Такую ситуацию иначе как катастрофичной не назовешь. Вдумайтесь только: на каждое домохозяйство в среднем приходится более 30 тысяч рублей задолженности за услуги водо-, тепло­ и энергоснабжающих предприятий! При этом долг самих предприятий коммунального комплекса только за электроэнергию превысил один миллиард рублей. Недоплачивают также и муниципальные учреждения и предприятия теплоснабжения. По этой причине жители ряда поселков преимущественно Кандалакшского и Кольского районов вынуждены жить под постоянной угрозой отключения тепла и горячей воды.

- Есть ли выход из этой ситуации?

- На мой взгляд, есть. Нужно бороться не с последствиями, а с причинами систематического накопления задолженности. А причины эти - дисбаланс тарифов на услуги тепло­ и водоснабжения и тарифов на электроэнергию для этих предприятий. «Колэнергосбыт» представил руководству региона пути решения данной нелегкой проблемы. И мы надеемся, что благодаря разрабатываемым механизмам компенсации удастся решить вопрос с текущей задолженностью предприятий коммунального хозяйства. Нельзя допустить, чтобы население области становилось заложниками отношений между предприятиями, рискуя в условиях Севера остаться без тепла и горячей воды.

- Реформа ЖКХ породила еще одну проблему. Исполнителями коммунальных услуг теперь являются управляющие организации, и добросовестно оплачивающих потребленные ресурсы среди них очень мало.

- Здесь ситуация пока под контролем. Мы решаем проблему, предлагая эффективную систему расчетов, проводя претензионно-исковую работу. Сбытовой бизнес в регионе сейчас активно стремится к развитию технологий биллинга, то есть возможности собирать с населения платежи в интересах компаний - поставщиков услуг. Используя опыт и технологии нашего партнера, компании ООО «КРЭС», а также обладая развитой сетью филиалов, вопросы расчетов с населением удается решать эффективно.

Бесперебойное энергоснабжение потребителей - наша основная задача и прямая обязанность. Поэтому в сложных ситуациях мы идем навстречу партнерам, в том числе муниципальным властям и предприятиям ЖКХ, и готовы в многостороннем порядке решать острые проблемы.

- На сегодняшний день ОАО «Колэнергосбыт» занимает доминирующие позиции в своей отрасли на региональном рынке. Каким вы видите дальнейшее развитие вашей компании?

- Прежде всего нужно решить проблемы, связанные с дебиторской задолженностью. Это обеспечит прорыв в коммунальной сфере. Среди других приоритетных направлений - обеспечение надежного электроснабжения и повышение качества обслуживания наших потребителей. Эти задачи наше предприятие реализует совместно с ООО «КРЭС-Альянс» - компанией, осуществляющей стратегическое управление деятельностью основных поставщиков электроэнергии Мурманской области и оказывающей консультационные услуги в сфере энергетики. В Мурманске уже почти год успешно функционирует центр обслуживания наших клиентов. В скором времени мы планируем открыть еще несколько таких центров в других городах области. Кроме того, очень важно оказывать профессиональную помощь крупным потребителям - промышленным предприятиям, среди которых горно-обогатительные комбинаты, портовые и судоходные компании, предприятия оборонного и сельскохозяйственного комплекса, бюджетные организации. Это имеет огромное значение для развития всего региона. Также остается в центре внимания выстраивание взаимоотношений с исполнителями коммунальных услуг, налаживание четко работающего механизма обслуживания населения. В этой сфере мы успешно сотрудничаем с биллинговой компанией ООО «КРЭС», обладающей наработанной годами материально-технической базой и опытом работы на рынке. Объединив усилия трех компаний, мы эффективно решаем многие непростые задачи, существующие в энергетике и сфере жилищно­коммунального обслуживания.

От того, как пройдет реформа электроэнергетики и ЖКХ в области, напрямую зависит качество жизни населения. Поэтому коллектив ОАО «Колэнергосбыт» прикладывает все усилия, чтобы распутать сложные клубки жилищно­коммунальных проблем и выйти на новый, значительно более высокий уровень оказания услуг и взаимодействия с потребителями.

Беседовала Дарья МОРОЗОВА.