Символом реформы жилищно-коммунального хозяйства страны и ее опорой стали товарищества собственников жилья. Но этот способ управления домами - создание объединений жильцов - совсем не нов. Прообраз ТСЖ - жилищно-строительные кооперативы, многим из которых уже за тридцать лет.

Организованное несколько лет назад региональное некоммерческое партнерство «Паритет» объединяет председателей наиболее успешных ЖСК и ТСЖ. О том, как оно создавалось, какие цели ставит перед собой и с какими проблемами сталкивается, рассказала первый заместитель председателя правления Валентина КОТОВА.

- Как возникла ваша организация?

- Сначала я бы коснулась истории возникновения объединений жильцов. В советское время это были ЖСК. Они появились в Мурманской области еще в 70-е годы. Государство не могло обеспечить жильем всех нуждающихся. Поэтому те, кто имел возможность взять кредит в банке, объединившись, сами его себе строили и сами содержали. Это и называлось жилищно-строительными кооперативами. Их члены полностью брали на себя бремя решения своих жилищных проблем. С момента закладки фундамента они сами интересовались ходом строительства, контролировали расход денег, принимали дома при сдаче в эксплуатацию. Только управлять ими самостоятельно не могли. Поэтому государство для каждого ЖСК определяло организацию, которая занималась обслуживанием здания. Но у любого кооператива был свой расчетный счет в банке и свои органы управления и контроля, которые занимались хозяйственной деятельностью дома и регулировали отношения с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. Государство ни в правовом плане, ни в финансовом отношении никогда не помогало. Жильцы полностью несли эту ношу на своих плечах. Этому опыту уже более тридцати лет. И именно на его основе выросла идея создания ТСЖ.

- Как возникла идея создания некоммерческого партнерства?

- Началось реформирование жилищно-коммунальной сферы, вступил в силу новый Жилищный кодекс, продолжалась приватизация. Многие граждане стали собственниками жилья, и их правовой статус полностью изменился. Но никто не объяснил им ни прав, ни обязанностей, порожденных наличием у них собственности. Они поняли только одно: квартиры можно продавать, покупать и передавать по наследству. Все остальное осталось, что называется, за кадром. Но постепенно дома, их инженерные системы приходили в упадок. И тут выяснилось: владельцы сами обязаны приводить их в порядок, без помощи государства. И опять же никто не объяснил, кто и как должен это делать. И вот тут люди стали обращаться за помощью к председателям, членам правления наиболее успешных ЖСК, которые на фоне прочих жилых зданий выделялись своей ухоженностью. Поэтому в 2005 году возникла идея создать организацию, члены которой могли бы консультировать как председателей уже существующих ТСЖ, так и граждан, которые только задумались о создании товарищества собственников в своих домах. Работать и с юридическими, и с физическими лицами нам давала возможность именно форма некоммерческого партнерства. Создавалось оно при поддержке областного департамента ЖКХ в то время, когда его возглавлял Николай Бережной. Он же выделил нам помещение для работы и предоставил возможность встречаться с гражданами. В феврале 2006 года организация была зарегистрирована в минюсте.

- Насколько я знаю, у вас большой опыт ведения судебных дел при отстаивании объединениями собственников своих прав...

- В том числе. ЖСК - продукт социалистической экономики. Но за последнее время они накопили достаточный опыт функционирования и в условиях капиталистической системы, руководствуясь новым Жилищным кодексом и иными нормативными документами. То есть председателям, бухгалтерам ЖСК приходилось и приходится по сию пору приспосабливаться к новой системе, что называется, не слезая с седла. А ни для кого не секрет, что практически все участники жилищно-коммунальных отношений, оказывающие какие бы то ни было услуги населению, норовят использовать недоработки в законодательстве, которых ох как много, сложности переходного периода и нежелание жильцов брать на себя ответственность за содержание общего имущества в своих интересах. Нередко случаются и прямые нарушения законов. Естественно, членам правлений ЖСК приходится со всем этим бороться, отстаивая права собственников. Это не только суды. Сейчас достаточно сложно устанавливаются договорные отношения собственников как с управляющими компаниями, так и с предприятиями, которые поставляют на коммунальный рынок свои ресурсы: тепло, газ, электроэнергию, воду. В этой сфере большинство северян вообще беспомощны. Поэтому мы работаем в двух направлениях. С одной стороны, стараемся повышать грамотность населения в вопросах управления их собственности. А с другой, стараемся поддерживать связь с коллегами из иных регионов, чтобы изучать их опыт и вместе с ними способствовать совершенствованию жилищного законодательства.

- Скептик, возможно, скажет: мол, знаем мы этих общественников - любители посудачить, а толку от их разговоров никакого.

- Это очень удобная позиция для тех, кто сам ничего не делает, а все, что делают другие, подвергает критике. Я не собираюсь ничего доказывать бездельникам. А для людей, которые хотят знать, действительно ли граждане нашей страны имеют возможность влиять на законодательную ситуацию, приведу такой пример. Раньше по закону ЖСК и ТСЖ не имели права накапливать на своем счету средства на капитальный ремонт. Вернее, имели, но они облагались налогом на прибыль. Так вот, благодаря в том числе и нашему ходатайству эту статью из Налогового кодекса убрали. Ведь такие средства в одночасье не соберешь. Еще один пример. В 189-м законе, вышедшем в 2004 году, была статья 14-я, в которой говорилось, что ЖСК обязаны переоформиться в ТСЖ. Это грозило не только бумажной волокитой, но и значительными материальными затратами. А откуда у ЖСК берутся деньги? Только из кошельков собственников. Мы, председатели объединений собственников из многих регионов страны, обратились в Госдуму и объяснили депутатам, что ЖСК - это хотя и схожая по своим функциям, но тем не менее иная организационно-правовая форма объединения жильцов. Что действуют они, руководствуясь законодательными нормами, созданными специально для них. Поэтому нельзя так просто взять да и переделать ЖСК в ТСЖ. Да к тому же заставить людей еще и заплатить за это. В итоге в 2006 году эту норму упразднили. Но за нами оставили право перерегистрироваться в ТСЖ, если таковым будет желание собственников.

- Какие проблемы коммунальной отрасли, на ваш взгляд, являются на сегодня наиболее трудноразрешимыми?

- Как правило, все упирается в нежелание людей, приватизировавших или купивших квартиры, брать на себя ответственность за свое имущество. Люди не осознают себя собственниками. Они хотят распоряжаться своими квадратными метрами как заблагорассудится, но заботиться о доме, который тоже принадлежит им, тратить на это время, деньги - не желают. Ждут, что кто-то придет и все сделает за них. Но так уже никогда не будет. Мы живем в совершенно другом обществе, другой политической системе, в которой государство уже не решает за гражданина, как ему жить. И не опекает, как прежде. Чем раньше северяне поймут это, тем дешевле им обойдется приведение дома в порядок. Ведь пока они «созревают», их дома ветшают, а деньги уплывают.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ