Нарядный, явно недавно сошедший с заводского конвейера автобус, который мы видим на дороге, привлекателен не только внешне. Это по большому счету еще и свидетельство стремления перевозчика повышать безопасность пассажиров и качество их обслуживания. И в последнее время приобретение новых, более современных и комфортабельных автобусов стало, можно сказать, генеральной линией в деятельности ОАО «Мурманскавтотранс» - основного перевозчика на пригородных и междугородных маршрутах.

Именно новых. Сменившееся три года назад руководство предприятия решило не гнаться за дешевизной, что в конечном итоге обходилось себе дороже. И закупать не «бэушные» заграничные (хотя когда-то из-за безденежья это был единственный выход), а машины последних моделей и, что называется, с иголочки - с заводского конвейера. Причем предприятие надеялось только на собственные силы. Поднатужившись, скопило необходимые средства и с использованием лизинговой схемы, кредитования закупило в 2008 году сразу 46 ГолАЗов. У них шасси известной фирмы «Сканиа», а сборка производится в подмосковном Голицыне.

Запустили их, в том числе в Ловозеро вместо КАвЗов средней вместимости. Хотя на определенных, не самых многолюдных, маршрутах хороши и КАвЗы, но только опять же новые, последних моделей и утепленные. У них приемлемые стоимость и проходимость. Два таких автобуса были закуплены для рейсов в Туманный и Териберку. Жители этих населенных пунктов до сих пор шлют благодарности в адрес предприятия. Аналогичные машины будут ходить в Заозерск и Ковдор.

Позаботились и об автобусах малой вместимости. Купили несколько оптимальных для определенных задач машин марки «Форд Транзит». Они используются, в частности, на 150-м маршруте, бегают по Апатитам и Кандалакше. Кроме того, выполняют также два международных маршрута: Мурманск - Ивало и Кандалакша - Рованиеми. В первом квартале предприятие рассчитывает приобрести еще четыре «Форда» - для поездок в Ковдор, Апатиты, Мурманск и обратно. На этих важных, но не самых популярных маршрутах со своей скромной вместимостью они будут в самый раз.

Учитывая, что на предприятии за долгие годы работы по определенным причинам накопилась проблема «разномарочности» автопарка, решили наконец остановиться на каком-то одном производителе, чьи машины в наибольшей степени отвечают всем требованиям. Прежде всего по соотношению «цена - качество». Таковым с прошлого года выбран с давних пор хорошо себя зарекомендовавший белорусский МАЗ. Хотя предложений поступало немало. Предлагались даже автобусы китайского и южнокорейского производства. Но и белорусы не стояли на месте. Их последние модели выполнены на базе «Мерседеса», в Минске они только собираются. «Мурманскавтотранс» для начала приобрел две машины и опробовал их на заполярных дорогах. Результат - самый положительный. Не будет проблем и с доставкой запасных частей.

С минчанами есть договоренность о долгосрочном сотрудничестве. В марте делегация «Мурманскавтотранса» планирует выехать на место, чтобы решить некоторые технические вопросы, а также уточнить сроки поставок. У белорусских автомобилестроителей еще со времен СССР настолько прочная репутация, что за их продукцией выстраивается очередь заказчиков.

С мазовцами специально оговорено обязательное условие - все машины должны быть исполнены в северном варианте, включающем дополнительное остекление, печки в салоне, утепление дверей и так далее. К уже поступившим в область в прошлом году машинам к сентябрю должны получить с завода еще шесть МАЗов. Остальные подойдут попозже. Модель МАЗ-103 вместимостью до ста человек будет использоваться как на пригородных, так и внутримуниципальных линиях.

Помимо того, входящее в состав «Мурманскавтотранса» Никельское автотранспортное предприятие в конце прошлого года приобрело для своих нужд несколько автобусов ЛиАЗ и ПАЗ. Тем самым серьезно обновив парк машин, задействованных на никельском направлении.

- Все бы хорошо, - говорит заместитель генерального директора «Мурманскавтотранса» Андрей Попов, - отслужившие свое машины списываются, на их место приходят новые. Но их становится больше, да и по габаритам автобусы последних моделей длиннее. Мы уже начинаем испытывать проблемы при подходе к остановкам в черте города. Например, 105-й маршрут проходит по Мурманску, где на них «карманы» настолько маленькие, что сразу двум автобусам парковаться уже затруднительно. Но главная наша головная боль - стоянка у автовокзала, где идет посадка на рейсы пригородного и междугородного сообщения. Там сегодня теснота. Скапливается со всей области порой до 50 автобусов. У них стоянка между рейсами от полутора до трех часов. Мы давно ведем разговор о необходимости оборудовать где-то в пятикилометровом радиусе от вокзала площадку для междурейсового отстоя. Огороженную и охраняемую, с твердым покрытием и помещениями для отдыха водителей. Положение усугубится с началом запланированной реконструкции автовокзала в рамках создания в областном центре на базе железнодорожного вокзала единого транспортно-пересадочного узла. Хотя бы на период строительства нам надо будет куда-то уйти. Не можем же мы просто оставлять автобусы без присмотра, особенно в связи с реальной угрозой террористических актов.

По мнению Андрея Попова, самое подходящее место - в районе выезда на «ленинградку» рядом с улицей Рогозерской. Но, как оказалось, тот участок уже застолблен за одной из мурманских компаний по продаже автомобилей под строительство сервисного центра. Руководители этой компании и «Мурманскавтотранса» встречались, и в разговоре выяснилось, что автодилеры не против и потесниться. Но пока все по-прежнему в стадии затишья.

За комментарием по поводу сложившейся ситуации мы обратились к министру транспорта и связи области Юрию Чуйкову:

- Пока этот действительно непростой вопрос находится в стадии проработки. Он комплексный, но решаться будет с каждым конкретным предприятием индивидуально. Понятно, что реконструкция железнодорожного вокзала, как любое большое строительство, принесет какие-то определенные временные неудобства. Без этого не обойтись. Но в любом случае обязательства перед гражданами по их качественному обслуживанию будут соблюдены в полной мере. Пассажиры пострадать от проводимых работ не должны.

Пользуясь случаем, Юрий Чуйков дополнил информацию о проводимой региональным министерством транспорта и связи работе по реализации закона о транспортном обслуживании населения области.

Напомним, в самом конце минувшего года были подведены итоги конкурса на обслуживание пригородных межмуниципальных маршрутов автобусами большой вместимости. Уже подписаны договоры по обязательствам министерства компенсировать расходы транспортных предприятий, возникающие при перевозке льготных категорий населения, а также убытки на социально значимых межмуниципальных маршрутах. В ближайшее время будет проведен аналогичный конкурс на маршруты, обслуживаемые автобусами малой вместимости. В чем важность подобных договоров?

- Они фиксируют право перевозчика работать на данном маршруте, - объясняет Юрий Чуйков, - то есть, что он «в честном бою», на конкурсной основе такое право получил. Это значит, что у него подвижной состав соответствует всем техническим требованиям, есть необходимая база, штат водителей, проводятся обязательные медицинские обследования перед их выходом на маршрут. Следовательно, все изложенные в конкурсной документации условия перевозчик соблюдает. Он является легальным. Кроме того, договор дисциплинирует и позволяет нам четко контролировать выполнение перевозчиками своих обязательств.

Стоит сказать и о том, что на территории области действует межведомственная рабочая группа по профилактике правонарушений на автомобильном транспорте. Составлено уже более 250 административных протоколов на водителей нелегальных транспортных средств. Правда, действия проверяющих были оспорены в суде «пострадавшими» водителями...

- Суть претензий в том, - говорит Юрий Чуйков, - что протокол об административном нарушении был составлен на конкретного водителя, а не работодателя - компанию либо индивидуального предпринимателя. В законе же о транспортном обслуживании оговаривается, что штрафам подвергаются и водитель, его нарушивший, и собственник транспортного предприятия. Поэтому суд принял сторону органов власти в вопросе о недопустимости перевозок без договора и по несогласованным маршрутам движения. Межведомственная группа продолжит «проверки на дорогах» в усиленном режиме.

Андрей ПОПОВ