Каждый месяц в музее истории Мурманского морского пароходства проходят необычные собрания - заседания Ассоциации исследователей Арктики. Примечательно, что участие в них принимают не только моряки и сотрудники пароходства, но и воспитанники лицея № 4.

- Нынешняя встреча посвящена важной дате - 200-летию со дня рождения Федора Васильевича Чижова, основателя Архангельско-Мурманского срочного пароходства, наследником чьих лучших традиций является Мурманское морское пароходство, - рассказывает руководитель музея Валентина Карепова. - Двенадцать лет назад в столице Заполярья была создана, пожалуй, первая в стране Ассоциация исследователей Арктики. В нее вошли представители местной интеллигенции, капитаны, моряки Атомфлота, студенты. А возглавил ее капитан-наставник Валерий Шестопалов. Каждое заседание посвящено тому или иному событию в истории освоения Арктики. Сегодня нашим героем стал Федор Васильевич Чижов.

Стоит заметить, Федор Васильевич кроме того что основал Архангельско-Мурманское срочное пароходство, был выдающимся математиком, искусствоведом, публицистом, славянофилом, крупным промышленником, финансистом и общественным деятелем.

«Мне уже рисуется, как мы оживим наш Север, заведем там города на берегах Ледовитого океана, прочистим Северную Двину, будем возить туда хлеб с Волги, а оттуда привозить дешевую рыбную пищу. Тем самым осуществится завет Михаила Васильевича Ломоносова - богатство России Сибирью прирастать будет и Северным Ледовитым океаном», - писал Чижов своим друзьям.

Пайщиками Архангельско-Мурманского срочного пароходства стали купцы Смолин, Морозов и три брата Мамонтовы, а также барон Дельвиг, граф Литке, сын знаменитого исследователя Арктики Федора Литке. Каждый из учредителей вложил в дело от пяти до десяти тысяч рублей. Чижов со своей стороны внес все имеющиеся в наличии деньги плюс еще влез в долги, и сумма его взноса составила 105 тысяч рублей. А за несколько месяцев до смерти пожертвовал в пользу товарищества 200 тысяч рублей, заложив все свои процентные бумаги. Таким образом был создан тот фундамент, на котором в советский период началось масштабное развитие мореплавания в Арктике, на трассах Северного морского пути.

- Я изучил много материалов о Чижове, - рассказывает капитан дальнего плавания в отставке Леонид Степанович Селиверстов. - Это был блистательный предприниматель, педагог, политик, строитель. Он всей душой болел за промышленное развитие северных окраин России, за создание транспортных связей, за торговлю с соседними странами. Федор Васильевич даже собирался построить на Мурмане склады, большие магазины и торговать различным снаряжением, необходимым для рыбных и звериных промыслов, предметами быта - чтобы поморы могли купить и обеспечить себя всем необходимым.

Сам Леонид Степанович родился и вырос на побережье Белого моря в поморской семье. В течение 30 лет в Мурманском морском пароходстве прошел путь от матроса до штурмана, а потом и капитана. Последние пять лет является наставником своих молодых коллег. Капитан Селиверстов побывал в 38 арктических навигациях, в двух первых антарктических и в нескольких высокоширотных экспедициях за Шпицбергеном и Гренландией, пересек все четыре океана.

- В нашей гимназии работает музей имении Отто Юльевича Шмидта, - рассказывают гимназисты Дмитрий Рябов и Александр Булдаков. - В нем очень много интересного: модели кораблей, экспонаты, посвященные открывателям Арктики, чучела животных. Нам нравится приходить на заседания ассоциации, ведь здесь узнаем много нового, что редко можно найти в книгах или телепередачах.

Кстати, по итогам заседаний выпущено два сборника. Собран материал для третьего, но, к сожалению, на его издание пока нет средств.

Фото:
Екатерина АНДРЕЕВА