К самолету бежит человек. Движения быстры, лицо напряжено. Он взволнован, спешит, боится опоздать. Чуть поодаль стоят провожающие его люди. Человек на ходу оборачивается и машет им рукой. Это летчик, который должен спасти моряков, погибающих в ледяной воде студеного океана. Еще немного и будет поздно. Вот пилот в самолете. Минута на подготовку. Он берется за штурвал, внимательно вглядывается вперед и… звучит команда: «Стоп». Народный артист РСФСР, дважды, на тот момент, лауреат Сталинской премии Николай Симонов вылезает из крылатой машины и прохаживается по взлетной полосе одного из аэродромов Северного флота. Идет работа над фильмом «Остров Безымянный» - первой послевоенной ленты, снимавшейся в нашем крае в такие же, как сейчас, весенние дни 65 лет назад.

Художественное кино - примета мирной жизни. В довоенные годы на мурманской «натуре» были сделаны десятки игровых картин. С началом боевых действий на Кольский полуостров, оказавшийся в прифронтовой зоне, приезжали только документалисты - летописцы подвигов и трагедий сурового и скорбного времени. Но прошел всего год после Победы, и кино вернулось. Как символ окончательного восстановления нормального порядка вещей. Как знак того, что все самое тяжелое и страшное уже позади, а война - только на экране.

12 января 1946 года «Полярная правда» сообщила, что киностудия «Ленфильм» вот-вот начнет в Мурманске и Полярном съемки нового художественного фильма «Ледовитый океан».

- Это будет киноповествование о людях, работающих в суровых условиях Заполярья, в Арктике, о военных и торговых моряках, северных летчиках, зимовщиках-полярниках, о людях, чей самоотверженный труд обеспечивал в дни Великой Отечественной войны проводку караванов в Советский Союз, - делился с газетой планами директор картины Г. Денисон. - Большая часть картины будет сниматься на Севере. Около 800 метров натуры предстоит отснять постановочному коллективу на море, в воздухе, с самолетов и кораблей. Само собой разумеется, что эта большая и сложная задача не сможет быть решена без помощи и консультаций организаций Мурманска и Северного флота.

В титрах ленты в качестве сценариста указан Борис Бродский. На самом деле ему помогал и, можно сказать, курировал Юрий Герман. Известный писатель, проведший всю войну у нас на Севере, был не понаслышке знаком со службой военных моряков и военных летчиков - героев картины. По сценарию на расположенный где-то в Арктике остров Безымянный - это название в итоге закрепилось за всем фильмом - приезжает молодой метеоролог Ася Москалева. К месту зимовки ее доставляет на самолете летчик полярной авиации майор Платон Малеев. Новую сотрудницу встречают полярники, военные моряки. Остров находится на пути проводки караванов союзников в Мурманск. Ася встречается здесь со своим другом, командиром боевого корабля Алексеем Ткаченко, однако неожиданно увлекается немолодым, но волевым и статным, с романтической душой майором Малеевым.

Между тем рядом с Безымянным разворачиваются боевые действия. Навстречу большому каравану союзников немцы высылают подводные лодки и авиацию. Они бомбят остров и высаживают на него десант. Кроме того, врагу удается повредить один из союзных транспортов. Для его охраны из советского эскорта выделяется корабль под командованием капитан-лейтенанта Ткаченко. Когда противник пытается торпедировать отставшее судно, наш корабль закрывает его собой. Советские моряки тонут в ледяном море. Спасти их пытается майор Малеев, переживающий одновременно и за судьбу Аси. Тем временем девушка, получившая на острове дополнительную специальность радиста, устанавливает на заброшенной шхуне запасную рацию и радирует Малееву, куда лететь.

Майор благополучно садится на льдину и спасает моряков. Фильм кончается приездом на остров, уже после войны, новых зимовщиков. В финале Ткаченко смиряется с любовью Аси и Малеева, а летчик и девушка расстаются с надеждой на новую встречу.

Лента основана на реальных событиях. И правда была страшнее киновымысла. 12 августа 1944 года немецкая подлодка U-365 в 60 милях от острова Белый в Карском море атаковала конвой БД-5. Погибло шедшее из Северодвинска в Диксон транспортное судно «Марина Раскова», а затем и сопровождавший его тральщик Т-118. Уцелевшие люди, более 200 человек, в том числе женщины и дети, перешли на другой тральщик - Т-114, но после полуночи вражеская субмарина торпедировала и его. Корабль затонул практически мгновенно - за четыре минуты. Спасли не всех. Уничтожение конвоя БД-5 стало самой крупной победой немецких подводников на Северном морском пути за всю войну. Беспрецедентные по масштабам и длительности поиски позволили сохранить 73 человеческие жизни помимо тех 180, которых удалось спасти сразу, на месте гибели тральщика. Но все равно погибших было много. Последнюю группу спасшихся обнаружил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, летчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он нашел кунгас, в котором находились 25 мертвых и 14 живых, но обессиленных людей.

«Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой, - писал Козлов в отчете. - На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно». Взлететь, имея дополнительно 14 человек на борту, - невозможно. Матвей Ильич рулил на своем гидросамолете 60 миль по воде до самого острова Белый. Это была война! Это была Арктика!

Участвовали в картине и наши земляки. Некоторые эпизоды отсняли в мурманском порту, руководство которого оказало мастерам экрана всемерную поддержку. Дублером главного героя - майора Малеева стал летчик-североморец подполковник Навальный, выполнявший в кадре привычную для себя авиационную работу. А воздушные разведчики вверенного ему подразделения совершили по просьбе киногруппы необходимое для съемок количество вылетов. В общем, корреспондент «Полярки» К. Зародов был абсолютно прав, когда в материале от 24 мая 1946 года утверждал, что «большую помощь в работе над кинокартиной оказывают… моряки и летчики Северного флота».

Тепло отзывался о северянах и Николай Симонов - актер всесоюзной известности, ставший сверхпопулярным после роли Петра Первого в одноименной ленте. В первой послевоенной «мурманской» кинокартине он сыграл Платона Малеева.

- В кинофильме «Возвращение» я уже играл роль полярника, - пояснял он. - Но тогда мне не удалось побывать в Заполярье, и образ полярника я создавал по рассказам, по наблюдениям, интуитивным чувствам сердца, преклоняющегося перед мужеством полярников. Сейчас, снимаясь в новом кинофильме «Остров Безымянный» в роли военного полярного летчика майора Малеева, я имел счастье непосредственно общаться с теми людьми, о которых народ наш не может думать без теплоты: я видел славных защитников Советского Заполярья и разговаривал с ними. Хорошие боевые люди живут и трудятся в Заполярье...

Помимо Симонова в картине были заняты Юрий Толубеев, сыгравший начальника зимовки, Нина Мазаева, ставшая Асей Москалевой, Владимир Волчик, исполнивший роль Алексея Ткаченко, Олег Жаков, которому досталась непростая в то время и в тех условиях миссия - стать, пусть только в фильме, одним из врагов - немцев. Интересный персонаж довелось воплотить на экране Сергею Филиппову - повара Тимохина, главное увлечение которого - живопись. Руководили съемочным процессом режиссеры Адольф Бергункер и Михаил Егоров. Музыку написал Венедикт Пушков, известный по работе в картине «Семеро смелых».

Киногруппа покинула Кольский полуостров 5 июня 1946 года. Дальше, как водится, - павильон, монтаж, озвучивание. К 15 августа - плановому сроку - картина была готова. Первый ее показ состоялся на Северном флоте - там, где шли съемки. На экраны страны «Остров Безымянный» вышел 22 декабря 1946 года и… попал под огонь критики. Его создателей обвинили в штампах, упрощенчестве, неглубоком проникновении в образы героев. Дошло до того, что, рецензируя одну из новых лент, «Полярная правда» информировала читателей, что «новое произведение киностудии «Ленфильм»… выгодно отличается» от «Острова Безымянный».

Возможно, дело тут не столько в реальных достоинствах и недостатках картины, сколько в изменившейся за время работы над ней международной ситуации. Полярники на Безымянном работали для проводки союзных конвоев. 5 марта 1946 года, в разгар съемок, Уинстон Черчилль произнес ставшую знаменитой Фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчета холодной войны. Так что произведения искусства, касающиеся «союзной» темы, оказались не ко двору. Как бы то ни было, в 1946 году в СССР выпустили 20 художественных фильмов. Семь из них в той или иной степени касались только что минувшей войны. В том числе и «Остров Безымянный». Наш, мурманский… Первый послевоенный.

(Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104, 139, 142, 147, 151, 156 за 2010 г.)

Фото:
Фильм «Остров Безымянный».
Фото:
Фильм «Остров Безымянный».
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области