Состояние дорожной сети Апатитов признано плачевным: в ремонте нуждается, по разным оценкам, от 70 до 80 процентов трасс. Выделенные на «латание дыр» несколько миллионов рублей ситуации никоим образом не решают, при этом в графе «капитальный ремонт» вообще стоит прочерк. На этом проблемы не исчерпываются: под угрозой все пассажирские перевозки - от городских до дачных. В причинах надвигающегося коллапса разбиралась областная коллегия во главе с министром транспорта и связи Юрием Чуйковым, которая по просьбе депутата регионального парламента Олега Алексеева устроила в Апатитах внеочередное выездное заседание.

Для начала гостям устроили экскурсию по городу, убедительно продемонстрировав тряску на ухабах. Год назад согласно обследованию в ремонте нуждалось 65 процентов площади дорог.

- Но, как показывает практика, после таяния снега проблема усугубляется процентов так на пятнадцать-двадцать, - прокомментировал глава Апатитов Леонид Лукичев, взявший на себя роль экскурсовода.

- А грязно-то как у вас, в Мурманске уже и дороги помыты, и обочины расчищены, - заметил попутно заместитель генерального директора Кольского ДРСП Алексей Коваленко. - Это недоработка дорожников.

Легковесным замечание назвать нельзя - от качества содержания трасс во многом зависит их сохранность. Как выяснилось, при всей недостаточности средств, выделяемых на обслуживание дорожной сети (34 миллиона рублей вместо необходимых по смете 124), стоимость обслуживания квадратного метра дороги в Апатитах почти совпадает с аналогичным мурманским показателем. Недостатки содержания трасс, как было замечено на совещании, местные дорожники берутся устранять зачастую лишь после предписания ГИБДД, а та, в свою очередь, этим правом не слишком злоупотребляет, выписав с начала года лишь 14 предписаний.

- Усилим эту сторону! - пообещал заместитель начальника областного управления ГИБДД Алексей Азовцев.

А заместитель прокурора Апатитов Алексей Круглин прямо спросил, не рассматривался ли вопрос расторжения договора с нерадивой компанией.

Впрочем, дело тут не только в содержании. Из-за малой бюджетной обеспеченности муниципалитета уровень затрат на капремонт в течение ряда лет также был недопустимо низким: при ежегодной потребности не менее 70 миллионов рублей вкладывалось в несколько раз меньше. Да и построено большинство дорог с разными технологическими нарушениями вроде отсутствия ливневой канализации, из-за чего часть асфальта весной сходит вместе со снегом, по меткому замечанию автомобилистов. Со снегом, который дорожники не увозят из города также из-за отсутствия оплаты этого труда...

Попеняли хозяйственники и на способ выбора подрядчика, который определен 94-м Федеральным законом о размещении заказов для муниципальных нужд. Результатом является, как правило, низкое качество работ и невозможность взыскать с подрядчика неустойку, поскольку тот по окончании сезона буквально «растворяется в пространстве». Причина, на взгляд муниципалов, в том, что единственным критерием выбора на сегодня является лишь стоимость работ. Выход из этой ситуации, впрочем, можно найти только на федеральном уровне, изменив правила игры.

- При сохранении текущей ситуации с финансированием ремонта один из самых крупных городов Мурманской области в ближайшие годы может остаться без дорог с твердым покрытием, - подытожил свой доклад начальник управления городского хозяйства Сергей Лесников. Чтобы хотя бы в первом приближении справиться с самыми неотложными задачами, из Апатитов на имя губернатора отправлена просьба о выделении из регионального бюджета 86 миллионов рублей.

Однако и на этом перечень транспортных проблем, как уже было сказано, не исчерпывается. Поднимался на совещании и вопрос обеспеченности пассажирских перевозок: людям сегодня не на чем добираться до своих дач, что, по справедливому опасению местных властей, может привести к социальному взрыву. Основной перевозчик в Апатитско-Кировском районе - автоколонна № 1378 - опасается уже и за внутригородские маршруты. Причина в крайней изношенности автобусного парка, в чем воочию убедились члены транспортной коллегии.

Где уж там обеспечить дополнительные рейсы на дачи? Не торопятся участвовать в конкурсе на обслуживание этих маршрутов частные перевозчики. Никак не могут договориться власти и с железной дорогой, которая пригородные перевозки также записывает себе в убыток. Дачники уже ропщут. Перевозчики тоже недовольны - тарифы низкие, а цены на топливо все растут.

Вот с этим комом проблем и пытались разобраться на коллегии. По поводу просьбы о материальной помощи обещали посодействовать, вопрос с железнодорожными перевозками в северном направлении по возможности «дожать». Что же касается автобусных - был дан совет привести нормативно-правовую базу в соответствие с законом, организовать конкурс по всем правилам, и перевозчики должны найтись. Автоколонне в праве на какую-либо целевую помощь - в виде обновления парка, например - фактически отказали. Все перевозчики должны, как говорится, играть по одним правилам. Кроме того, городским властям рекомендовано срочно готовить проектно-сметную документацию на капитальный ремонт конкретных участков дорог, дабы быть готовыми на случай открывшейся возможности получения федеральных денег на эти цели.

Кстати, хорошая новость: в следующем году готовится создание регионального дорожного фонда, который будет наполняться за счет транспортного налога, акцизов на топливо и спонсорской помощи юридических и физических лиц. Возможно, тогда муниципалитеты вздохнут свободнее, ведь дорожная проблема общая для всей области. В Апатитах, скажем, ежегодно транспортный налог составляет около 30 миллионов рублей, а количество машин растет на несколько тысяч единиц. Все больше людей заинтересовано в том, чтобы наши дороги перестали «лечить» кирпичными «заплатками».

Зоя КАБЫШ