- Наши бабы горячие, глядите, чтоб вас не утопили! - публика на берегу была настроена по-боевому, стремясь постоять за честь своих, умбских гребцов. Так что девчата в лодках - участницы традиционной гребной поморской регаты - получили такую поддержку, которая и не снилась иным профессиональным спортсменам. Впрочем, и приезжие соперницы из Кандалакши и Кировска, которых шутливо пугали болельщики, не смутились и уверенно вступили в борьбу.

В субботу гребная регата прошла в Умбе в 14-й раз. Малая Пирья губа превратилась в настоящую спортивную арену, на которой выступали полсотни азартных спортсменов.

- Больше всего, конечно, среди участников наших земляков, жителей Терского района, - говорит главный судья соревнований Владислав Дмитриев. - Кандалакшане регату тоже очень полюбили, не первый год приезжают, даже лодку сшили, с собой везут. Они два года подряд побеждают в самой важной номинации - гонке на карбасах. Выступят еще мурманчане, кировчане - команда Расвумчоррского рудника, гребцы из Дровяного…

Карбасы, подъездки, женские гонки и эстафета - такова программа регаты. Гонки на карбасах считаются самым серьезным испытанием: тяжелая пятиметровая лодка, дистанция в пять километров - два полных круга по водоему. Однако и желающих поучаствовать в этом нешуточном испытании оказалось больше всего.

На старте выстроились семь карбасов, в каждом по две пары гребцов да рулевой, он же капитан команды. Удержаться на линии старта непросто, суденышки сносит, слышится легкий стук весел о борта. Наконец с катера спасателей, который дежурит в акватории и заодно служит плавсредством для судей, подается сигнал к началу гонки. Тяжелые карбасы моментально разбегаются по губе, пара сильнейших - команды из Кандалакши и Умбы - сразу вырывается вперед, уверенно обходя буйки, которыми помечены участки водного маршрута.

- Сейчас им легче: ветер с севера подгоняет, а вот назад идти будет потруднее: это здесь, на берегу, кажется, что ветер слабый, а на воде тебя так отнесет, что жарко придется, когда против него повернешь! - наблюдает за гонкой умбянин Андрей Елисеев. Он с товарищем ожидает своей очереди, чтобы вступить в схватку: ребята участвуют в гонке на подъездках - менее габаритных лодочках.

- На карбасах поморы издавна выходили в море, - повествует Андрей. - Он устойчивый, тяжелый, в нем шторм не страшен. А подъездок поменьше, длиной метра три, от силы пять, вся команда - один рулевой да один загребной, и ходить в нем можно у берега или по рекам-озерам.

Лодка для помора, что лошадь для сухопутного крестьянина, недаром даже поговорка такая бытует на Терском берегу: «Мое поле - море». Рыбная ловля, торговля - как тут без личного суденышка, особенно, если учесть, что рек в наших краях всегда было больше, чем сухопутных дорог. А уж близость моря вообще делала каждую поморскую деревню целым международным портом. Поэтому мореходные умения здесь впитывают с молоком матери, каждый мальчишка сам себе Колумб, знает и все изгибы водных путей, и норов всех ветров (кстати, в поморском диалекте для них несколько десятков наименований). И все же удача морехода наполовину зависит от искусства мастера, «сшившего», как здесь говорят, лодку.

- Вот посмотрите, у кандалакшан карбас узкий, легкий - такой для гонок идеален, а вот в море, едва шторм начнется, может перевернуться, - объясняет мой собеседник Андрей, готовясь к заезду. - Для моря нужна лодка пошире, поустойчивей. Но в гонках на такой проиграешь… Сейчас в Умбе осталась всего пара мастеров, которые шьют лодки. Дело это долгое: на один карбас уходит полгода.

Пока мы беседовали, как и предсказывал Андрей, на финиш первым пришел фаворит гонки - кандалакшская лодка «Святой Феодорит». За несколько метров до желанного рубежа рулевой поднял над судном флаг родного города, вызвав овации болельщиков. Ну а Елисеев отправился на старт - началась гонка на подъездках. Забегая вперед, скажу, что его команда, как и в прошлом году, лидировала в этих соревнованиях.

У подъездков маршрут короче - один круг длиной около двух с половиной километров. Обманчивая легкость привлекла немало новичков: на лидерство в этой номинации претендовало несколько дебютантов. Мурманчане Фанил Фаязов и Ирина Горьковская - из их числа, в лодку сели впервые в жизни. Впрочем, оба спортсмены, Фанил - лыжник, марафонец, а Ирина увлечена байдаркой.

- Даже не знаю, как это весло держать, - смеясь, восклицала она, оказавшись в роли рулевого. - Мы специально выбрали лодку под тринадцатым номером, чтобы одолеть это несчастливое число! Но пока - сложно.

Первый блин для жизнерадостной команды оказался комом, на пьедестал взойти они не сумели, зато получили море положительных эмоций и, финишировав, торжественно пообещали в следующем году непременно прийти первыми.

Тимур Баланин - ветеран соревнований, несмотря на супротивный ветер и широкий, «неспортивный» киль своего подъездка, стал одним из лидеров. Тимуру Павловичу в августе исполнится 81, он уже десять лет не пропускает ни одной регаты, причем его команда никогда не опускалась ниже третьего места. Родился в Умбе, сейчас уже на пенсии, живет в Мурманске, но по поморской жизни тоскует. С завистью говорит, что местные, умбяне, могут по два раза в день тренироваться, а в Мурманске - никак.

- Эх, не та у нас лодка, - сетует он. - Два года на ней уже, но теперь точно решили менять - ходу в ней нет! Вот новую сошьем да начнем тренировки, будем к следующей регате готовиться!

- Да, от лодки многое зависит, - соглашается подошедший к нам загребной Игорь Кузьмин. - Но еще от физической формы. Гребля считается из всех видов спорта самым тяжелым по нагрузке на организм, участвуют все группы мышц. Вот недаром поморы все отличаются здоровьем, живой пример - наш Тимур Павлович!

Внучатая племянница Тимура Баланина Анастасия в качестве капитана команды в женских гонках тоже отличилась: первое место ее экипажу присудили без раздумий, слишком велик был отрыв от соперниц. Уверенно стартовали, легко прошли все точки маршрута и, так же легко скользя по воде, под восторженные крики болельщиков-земляков финишировали.

- Настя в седьмом поколении поморка, как же ей не победить?! Да она в лодке родилась, считай! - с характерным местным говорком поясняла все перипетии гонки добровольная комментатор из числа болельщиков. - Она на рыбоводном заводе работает, наверное, даже спит в лодке! А загребные у нее, смотрите, постарше будут. Вон у одной уже внучке лет семнадцать!

Следом за лидерами спешила вторая команда Умбы, а вот два последних подъездка непоправимо отстали, зацепившись веслами друг за друга.

- Ой, бабоньки, ну не могут без ссоры, глядите, чтоб не подрались, а то утопнут, - хохотали зрительницы, до которых с воды то и дело доносилось крепкое словцо, брошенное какой-нибудь «девушкой с веслом». И то верно: на севере женщины решительные, могут и с кораблем справиться, и соперницу извести. Да что там - с мужчинами тягаться приходилось поморским амазонкам, на которых, пока мужья ходили в море или отлучались по торговым делам, оставалось хозяйство. Справившись со своей бедой, мореходы в юбках все-таки вернулись на дистанцию, а на финише уже обнимались со своими соперницами - главное ведь не приз, а радость, удаль, водные брызги, ветер в лицо…

- А вообще, пора бы уже наши гонки в Олимпиаду включить, - неожиданно заявила одна из зрительниц-поморок, глядя на эту сцену. - А что, почему нет? Всем селом участвовать будем!

Фото: Сушко Константин
Татьяна БРИЦКАЯ, Умба - Мурманск.