Мурманск - это порт, да он, собственно, и начинался как город с первых дощатых причалов. Ну а кто, после начальника предприятия, главный человек в порту? Конечно, его капитан.

Это сегодня оба мурманских порта - торговый и рыбный - возглавляет единая администрация. В этом есть своя экономическая и производственная логика. Но долгие десятилетия в каждом из предприятий-соседей был отдельный хозяин, свой капитан порта. Сергей Махотин, зампредседателя правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Мурмана, помнит те времена отлично. Как-то задумался, находясь по делам в здании администрации того самого объединенного порта: почему на одном из этажей имеется прекрасная фотогалерея всех капитанов порта торгового, а рыбного - нет?! А среди «рыбников» ведь были люди ничуть не менее известные и заслуженные.

По-морскому, без лишних слов и не теряя времени, Махотин предложил администрации дополнить галерею портретами капитанов рыбного порта со дня его основания в 1937 году. И повод куда как подходящий - приближающийся День рыбака. Фотографии и жизнеописания собирали все вместе, в помощниках недостатка не было. Теперь сквозь годы на нас вновь браво смотрят со снимков прославленные капитаны Мурманского морского рыбного порта. Поднимавшие и развивавшие важнейшее для города предприятие, сами по многу лет выходившие на промысел.

Впрочем, один портрет найти так и не удалось. И самое обидное, что ненайденным остался снимок Ивана Евтихова, который был первым в истории рыбного порта его капитаном.

Сегодня мы многое о нем знаем. Начиналось все у Ивана Алексеевича совсем неплохо. Его, уроженца «сухопутного» Смоленска, в 1934 году назначают на высокую в тогдашнем небольшом Мурманске должность капитана береговой базы. И квартиру дают в центре, на проспекте Сталина. Хотя вряд ли пиетет к «вождю всех народов» и установленному им режиму сохранялся в душе Евтихова долго. Первым капитаном рыбного порта, основанного в 1937-м, он пробыл всего три года. В сороковом неожиданно арестован и особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Доброе имя капитана порта Евтихова было восстановлено лишь полвека спустя. В 1989 году он реабилитирован решением прокуратуры Мурманской области.

Весело и даже несколько лукаво улыбается с портрета Арсений Нохрин, третий по счету капитан рыбного порта. Судьба была к нему благосклоннее. Деревенский парень из Алтайского края после окончания мореходки во Владивостоке призывается на службу в военно-морской флот. В марте следующего года приходит в Мурманск в составе экипажа знаменитого революционного линкора «Чесма». И уже в сентябре Арсения избирают в ЦК Мурманской военной флотилии (Центромур). Но революционная карьера не задалась. Одним из первых он арестован высадившимися в Мурманске интервентами. Содержался сначала в печально знаменитой Печенгской тюрьме, а затем, надо ж так случиться, на родном линкоре «Чесма», превращенном в тюрьму плавучую.

После ухода интервентов Арсения Нохрина снова занесло на военную службу, после демобилизации стал капитаном на архангельских судах, поработал и на местной таможне, и на земкараване. В 1935-м прибыл из Архангельска переводом в гидроотдел Северного флота. Наконец, с фронтового 1942 и до самой своей смерти в 1961 году - капитан Мурманского морского рыбного порта. Его именем был назван один из спасательных буксирных пароходов, приписанных к Мурманску.

С нашим городом и, конечно, морем была связана вся сознательная жизнь и у уроженца Краснодарского края Дмитрия Калюгина. Здесь он окончил среднее мореходное училище, а затем Мурманское высшее инженерное морское училище, ныне МГТУ. Долгое время работал судоводителем на судах Мурманского тралового флота. Но именно в «вышке» впервые пересеклись пути Дмитрия Калюгина и Сергея Махотина. Дмитрий Яковлевич уже как председатель приемной комиссии оценивал на экзамене прочность знаний курсанта-выпускника.

- Став капитаном рыбного порта в 1969-м, - вспоминает председатель Ассоциации прибрежников Мурмана Анатолий Евенко, - Дмитрий Яковлевич ежевечерне лично обходил все причалы, проверял несение вахты на ошвартованных судах. Они, кстати, и сегодня в объединенном порту Мурманск наиболее частые в нем гости. Да, по общему тоннажу, по грузообороту рыбный порт торговому уступает. Но по количеству судозаходов (свыше 60 процентов) рыбаки и ныне впереди. И вообще, не зря же говорят, что «Мурманск построен на костях трески». А рыбный порт всегда был для города своеобразным «по- плавком», поддерживающим его экономическое благополучие.

В канун профессионального праздника рыбаков инициатива Сергея Махотина получила свое логическое завершение. Отныне в фотогалерее они будут представлены на равных - капитаны торгового и рыбного мурманских портов.

Фото:
Арсений Нохрин.
Андрей ДЬЯКОВ