Яркие зонтики летних кафе веселой расцветкой и ароматом съестного так и притягивают к себе. Здесь любят провести время мамы с детьми, шумные компании тинейджеров, влюбленные парочки и те, кому просто хочется посидеть с чашечкой кофе.

Напитки, легкие закуски, шашлыки - типичное меню летней точки общепита. Открыть такое кафе «под зонтиком», в принципе, легко. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю достаточно в соответствии с Федеральным законом № 294 направить уведомление в управление Роспотребнадзора по Мурманской области.

Но как только такая мини-точка встает в общепитовский строй, требования к ней предъявляются не менее серьезные, чем к стационарным заведениям. Территория, помещения, сооружения, оборудование, транспорт - все должно соответствовать СанПиНу и другим нормативным документам.

Чтобы посетители кафе не нарвались на сомнительный сервис (а редко ли это случается?), специалисты Роспотребнадзора советуют ознакомиться с определенными правилами.

Первое, что должно насторожить посетителей, это мусор на территории кафе (на его вывоз предприятие обязано заключить договор). Обращаем внимание и на воду. Ее доставка сюда должна быть бесперебойной как для технических нужд, так и для приготовления горячих напитков (в этом случае - бутилированная питьевая вода промышленного производства). Посуду и приборы разрешено использовать только одноразовые.

А теперь информация для любителей мясца с дымком. Приготовление шашлыка и других блюд из сырого мяса на мангалах, жаровнях допускается при условии, что полуфабрикат предварительно изготовлен в стационарных точках общественного питания. Естественно, запрещено использовать пищевые продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность. И еще - для жарки на мангалах должен использоваться готовый древесный уголь.

Само собой разумеются необходимость соблюдения работниками личной гигиены, наличие моющих и дезинфицирующих средств. Чистота рук, фартука и тряпки, которой убирают со столов, могут без слов поведать, стоит ли пользоваться услугами этого заведения.

А что если бдительность подведет (мы же, в конце концов, не санврачи), и нарвешься-таки на неприятности вместо обещанного удовольствия? Жалко будет, конечно, потраченных денег, но гораздо важнее здоровье.

Поэтому, если обнаружите недостатки в работе летнего кафе, то в соответствии с п. 26 правил оказания услуг общественного питания вы вправе по своему выбору потребовать: безвозмездно их устранить; приготовить повторно блюдо надлежащего качества; уменьшить цену выполненного заказа.

Впрочем, ситуации бывают разные, в том числе и прямо противоположные. Кому не случалось переоценить свой аппетит! В итоге понимаешь, что малость не рассчитал - десерт, который уже стоит на столе, явно не осилить. Вроде бы и оставлять жалко (в заказ-то он вошел), но сыт по горло. Так вот, те же правила гласят, что «потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору». Поэтому «расхотевшееся» блюдо можно вроде бы вернуть. Естественно, если к нему не прикасался. Но на практике это, скорее всего, приведет к конфликту с персоналом кафе. Проще, наверное, попросить упаковать ваш заказ, чтобы унести его с собой.

Жизнь кафе «под зонтиками» короткая, как и наше лето: не успеешь оглянуться, как они исчезнут с первыми холодами. Поэтому, если вы считаете, что в какой-либо мини-точке нарушаются права потребителя, немедля пишите заявление в управление Роспотребнадзора по Мурманской области. Чтобы к виновным тут же были приняты законные меры.

Ольга НУРЕЕВА