Ситуация на дорогах областного центра никого не может оставить равнодушным: пробки, толпы народа на остановках общественного транспорта, нарушения правил дорожного движения как автомобилистами, так и пешеходами... Этот список можно продолжить. Впрочем, в последнее время появилась надежда на то, что одной существенной проблемой у жителей Мурманска станет меньше. Речь идет о наведении порядка в работе «маршруток».

Так уж сложилось, что на многих маршрутах, наиболее востребованных горожанами, работают нелегальные перевозчики. В результате в часы пик «Газели» буквально устраивают гонки на дороге в борьбе за лишнего пассажира. А когда основной пассажиропоток схлынет, можно полчаса ждать на остановке - никто не приедет. Это методы работы нелегалов.

ГИБДД пыталась навести порядок: устраивала проверки на дорогах, проводила операцию «Газель». К сожалению, ощутимых результатов эти меры не приносили. Нелегалы, не обремененные обязательствами перед пассажирами, просто на время проверки съезжали с маршрута. Те, кто и был главной целью проверки, оказывались в стороне, а законные перевозчики получали свою порцию пристрастного внимания.

От нелегальных перевозчиков страдали все - и пассажиры, и законопослушные транспортные компании, и городской бюджет. О необходимости навести порядок в этой сфере неоднократно заявляли представители Мурманского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Здесь создан департамент по транспорту, где работают люди, знакомые с транспортными проблемами не понаслышке.

И вот дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Двухэтапный открытый конкурс на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения завершился 28 декабря. На него были выставлены все маршруты, по которым осуществлялись перевозки в областном центре. Такой конкурс проводился в Мурманске в декабре 2005 года; затем в марте следующего, на него были выставлены маршруты, не заявленные в декабре. По итогам предприниматели и предприятия, набравшие наибольшее количество баллов, заключали с горадминистрацией договор на транспортное обслуживание сроком на три года. В дальнейшем эти договоры пролонгировались.

Положение об организации транспортного обслуживания, в том числе о проведении нового конкурса, горсовет принял еще в 2009 году. За прошедшее время была проведена большая подготовительная работа. «Опора России» на этапе разработки конкурсной документации вносила в ее проекты немало предложений. Ведь необходимо было учесть интересы как горожан, так и легальных перевозчиков. Очевидно, что право заключения договора на транспортное обслуживание населения должны получить предприниматели и фирмы, обладающие всем комплексом возможностей, позволяющим выпускать машины на линию. Речь идет об опытных водителях, наличии диспетчерской, медицинской и механической служб. Безопасность на дорогах должна стать во главу угла при принятии решения о праве заключить договор.

Следует признать, что опыта проведения подобных конкурсов очень мало. Поэтому конкурсная комиссия, в составе которой были депутаты и представители городской администрации, столкнулась с нелегкой задачей. Критерии, по которым оценивались потенциальные перевозчики, были неоднозначны. Необходимо было изучить каждого претендента, проверить большое количество материалов.

При этом, по моему мнению, со своей работой комиссия справилась очень неплохо. Теперь на муниципальных маршрутах станет работать определенное количество автомобилей. Ездить они должны будут, придерживаясь графика. Возможность для контролирующих органов отследить нарушителей становится реальной. Можно надеяться, что увеличатся и налоговые поступления в бюджет города.

Тем не менее не все проблемы, касающиеся защиты интересов добросовестных перевозчиков, оказались решены. Так, договор на перевозку после победы в конкурсе предполагается заключать сроком всего на один год. При этом перспектива работы предприятия, занимающегося законными перевозками, становится неясной. Не каждый предприниматель решится инвестировать средства в подобный бизнес. Да и ни одна кредитная организация не даст денег, скажем, на обновление автопарка, зная, что через год ситуация может кардинально измениться.

Есть и другие нюансы. Скажем, при проведении конкурса не учитывается стаж работы предприятия на заявленном маршруте. Зато дополнительные баллы начисляются за отсутствие нарушений. Таким образом, в привилегированном положении оказываются как раз компании без опыта работы. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

В общем, по моему мнению, ряд положений о конкурсе нуждается в доработке. Но сам факт его проведения, несомненно, является положительным. Думаю, горожане в скором времени должны почувствовать изменения к лучшему, происходящие в сфере общественного транспорта.

Радик САФИН, председатель совета МРО «Опора России».