Более 10 миллионов рублей - в такую сумму оценивается ущерб, нанесенный за прошлый год региональным автодорогам Мурманской области при перевозках тяжеловесных грузов.

Проблема, которая стоит за этой цифрой, вроде бы понятна даже человеку, который никогда не держал в руках руль. Чем больше весит транспортное средство, тем сильнее оно давит на дорожное полотно. Чем чаще тяжеловесы проносятся по трассе, тем скорее она запросит ремонта. Зависимость практически прямая. И вполне логично, что владельцы таких автомобилей должны внести свою лепту в обновление дорог, которыми пользуются. Им необходимо получить специальное разрешение, предварительно внеся плату за наносимый дорогам ущерб. Все это оговорено в правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением правительства РФ № 272 от 15 апреля 2011 года. В них указаны допустимые весовые параметры, при превышении которых перевозка считается тяжеловесной и требует оформления разрешения.

Зависит это в основном от трех обстоятельств - общей массы груженого транспортного средства, количества его осей (попросту говоря, пар колес) и расстояния между осями. Арифметика простая, да в общем-то, и считать ничего не нужно - в названных правилах есть специальные таблички. Но, похоже, далеко не все перевозчики в них заглядывают, а тем более удосуживаются, отправляясь в путь, выяснить вес груженого автомобиля.

Вот характерный пример, что называется, из жизни. Не так давно в Мурманскавтодор обратился индивидуальный предприниматель из Вологды и попросил объяснить, за что его регулярно наказывают рублем на весовых постах как у нас в области, так и в соседних регионах. В Мурманск он возит молочные продукты, в обратный путь загружается рыбой. На его взгляд, автофургон не так уж и тяжел…

Специалисты Мурманскавтодора стали разбираться с документами контрольного взвешивания, и выяснилось, что на самом деле это натуральный тяжеловес. Предпринимателю объяснили, что гораздо дешевле ездить с оформленным спецразрешением, нежели на весовых постах после очередного взвешивания постоянно платить за дорожный ущерб да еще и получать наказание от инспектора ГИБДД в виде штрафа. Кстати, если будет проявлен более строгий подход, то можно и вовсе лишиться прав за нарушение статьи 23.5 Правил дорожного движения (в увязке с соответствующей статьей КоАП РФ).

Разбирать похожие ситуации приходится регулярно, и не только в кабинетах. Сотрудники ГИБДД и службы сохранности автодорог Мурманскавтодора регулярно совершают выезды на региональные трассы, где с помощью переносных весов проверяют весовые параметры транспортных средств. Ни один выезд не обходится без выявления нарушителей правил грузоперевозок. Аналогичное взвешивание производят сотрудники управления Госавтодорнадзора на стационарном весовом посту, расположенном на 1149-м километре дороги М-18 «Кола», рядом с Кандалакшским постом ГИБДД. И здесь тоже фиксируются подобные нарушения.

При каждой такой процедуре у водителя, чей автомобиль не вписывается в положенную «весовую категорию», возникают вопросы. Приходится давать исчерпывающие ответы со ссылкой на федеральные и региональные законы. Как ни странно, далеко не все водители знают и то, что порой осевая нагрузка выходит за рамки допустимой из-за неправильной раскладки груза. Хоть ликбез на эту тему прямо у обочины проводи.

А теперь о самом актуальном. У тех, чьи перевозки не попадают в категорию тяжеловесных, в определенный период тоже могут возникнуть проблемы. Это период весеннего паводка, когда дороги становятся особенно уязвимыми и чувствительными к чрезмерному давлению, в значительной степени теряют свою несущую способность.

На юге страны и в средней полосе эта пора уже наступила, поэтому водителям надо быть внимательней при совершении грузоперевозок за пределы Кольского полуострова. Там уже введены временные ограничения движения и установлены знаки, указывающие предельные осевые нагрузки.

В Мурманской области на автомобильных дорогах общего пользования ограничение будет действовать с 30 апреля по 29 мая. У автоперевозчиков тяжеловесных грузов при оформлении спецразрешений плата за дорожный ущерб в указанный период станет взиматься по повышенному тарифу.

Но и к тем, кто не относится к этой категории, будут предъявлены более жесткие требования. Уточню: они не распространяются на «легковесов», которые везут жизненно необходимые грузы - продукты питания, лекарственные препараты, ГСМ и другие (есть специальный перечень). Можно сказать, что знаки ограничения осевых нагрузок на региональных дорогах области - «6 тонн на ось» - для них не указ. Но только для них. Те, кто везет товары, не входящие в льготный перечень, должны строго руководствоваться дорожными знаками.

Но и это не все. Выше речь шла лишь о трассах, находящихся в областном ведении. Для проезда по федеральной автодороге М-18 «Кола» установлены свои требования. По информации ФКУ Упрдор «Кола», на ней будут действовать знаки ограничения осевых нагрузок в диапазоне от 4 до 10 тонн - в зависимости от количества осей в тележке транспортного средства и участка дороги.

Александр МЕЛЕНТЬЕВ, ведущий инженер Мурманскавтодора.