Здравствуй, Умба! Запах хвои и дыхание Белого моря будоражат душу. А долгожданная Умба сверкает под ослепительным апрельским солнцем среди утыканных елями сопок. Проталины на белом пространстве озера да маленькие фигурки рыбаков у лунок заметны издалека.

А здесь тишина.

Здесь время

Как речка, плавно течет.

И море Белое дремлет,

Готовясь принять

ледоход.

Эти строки написала Елена Леонова из Гаджиева. Впрочем, стихи в эти дни звучали повсюду. Творческий молодежный ход «Поэтический венок Беломорью», начавшись в поселке Умба, прошел по селам Терского берега. Благодаря директору областного Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи, писателю и краеведу Михаиле Орешете такой ход стал традиционным. Посвящен он Великой Победе.

Погружаться в неповторимый мир Беломорья отрадно каждому творческому человеку: впечатления от увиденного рано или поздно трансформируются в новые художественные замыслы. Да и сама старинная Умба на берегу порожистой реки притягивает с такой силой, что хочется сюда возвращаться вновь. Стоит только мост через реку перейти, чтобы очутиться в ином измерении, где даже время течет медленнее. Участникам хода повезло: старинное село нам показала заведующая местной библиотекой Елена Белошеева. Елена Геннадьевна - автор нескольких книг о Беломорье, культуре и быте поморов.

Добротные рубленые избы, исхлестанные северными ветрами, каждая с высоким крыльцом и подклетью, тянутся вдоль улиц.

- Наши пращуры - новгородцы пришли на Терский берег еще в XI-XII веках. Сначала тоня рыбацкая появлялась на побережье, а за ней возникало поселение. Избы рубили крепкие, на века. Поморы никогда не говорили «окна», а «глаза», которые всегда глядели на дорогу. Семгу называли «рыбой», все остальные породы - «белорыбицей», - поведала Елена Белошеева. - И говор был до того своеобразным, что жители Чапомы и Умбы, например, не понимали друг друга.

Елена Геннадьевна рассказывала ярко и образно, открывала для нас уклад жизни, который в суровых условиях Севера создавался веками. Сегодня хочется вдохнуть воздух старины, ощутить неповторимость этого во многом исчезнувшего мира, разгадать миропонимание живших здесь людей. С этого берега поморы отправлялись на промысел в беспокойное море. А женки рыбацкие в своих лучших нарядах и украшениях выходили встречать мужей, как только вдалеке покажутся карбасы.

Кажется, здесь мало что изменилось за столетия. Глаза поморских изб весело взирают на улицу. Жители по старинке прислоняют палки к входной двери, когда уходят из дома. Правда, теперь дверь запирают и на замок, времена иные наступили, да и уезжают сельчане надолго.

Общение с умбянами продолжилось в библиотеке. Встречал гостей хор с поморской песней: «Но как запоют лебедушки да заведут хоровод и бабушки, и молодушки - из сердца печаль уйдет!» Творческая встреча мурманских литераторов с жителями Умбы прошла насыщенно и оживленно. Ведь темы обсуждались близкие каждому терчанину - о духовной культуре поморов, социальных проблемах, запустении местных сел, исчезновении их с карты Кольского края.

- Жить без любви к родной земле невозможно. Это тупиковый путь, приводящий человека к неизменному краху, - сказал Михаил Орешета. - Нам нужно бороться за сохранение памяти, нашей истории, уникальной поморской культуры.

Свои стихи собравшимся читали члены Союза писателей России лауреат премии имени Александра Твардовского Василий Кравченко из Заозерска, Елена Леонова из Гаджиева, члены литературных объединений ЗАТО Александровск Валерий Чарторийский, Александр Ямщиков, Алексей Башкиров. А самой библиотеке участники хода подарили новые книги земляков.

Стараниями Михаила Орешеты, поисковиков и местных жителей в беломорских селах были открыты памятные знаки с фамилиями поморов, погибших на фронтах Великой Отечественной. Мобилизованных терчан провожали на войну всем селом. Они прощались с родными и односельчанами и на карбасах шли к стоящему на рейде пароходу. Большинство из них не вернулось.

На обелисках высечены длинные списки: в Оленице и Чапоме - Кожины, в Кашкаранцах - Дворниковы, в Варзуге - Заборщиковы… Участники хода отдали дань памяти павшим. А в Кашкаранцах, продуваемом морскими ветрами селе, обновили мемориальную доску на доме, где жила организатор поморского хора Платонида Дворникова. Платониду Ивановну называли одаренным фольклористом, знающим многие старицы и былины.

И только поздним вечером гости выехали в Варзугу. Жемчужное свечение снега в весенних сумерках было непостижимым, как ожившая сказка, из-за чего сосновый бор вдоль дороги казался парящим в воздухе. Хотелось скорее увидеть в пасхальную ночь потрясающе красивую Успенскую церковь, самую древнюю на Кольском Севере, построенную в 1674 году.

Варзуга подарила нам еще одну интересную встречу - с Петром Заборщиковым - подвижником, лауреатом премии имени Виталия Маслова. На противоположный берег реки, в гости к нему, перешли по льду, пока еще крепкому. Считанные дни остались до ледохода. Петр Прокопьевич показал поморский музей, над созданием которого он трудится давно и истово. Здесь же находится его мастерская. Запах свежей сосновой стружки заполняет помещение. Заборщиков сам сложил русскую печь, постоянно занят столярными и плотницкими работами. Собрал много старинных предметов, материальных свидетельств жизни предыдущих поколений терчан.

«Каждый из нас помнит какую-то русскую реку», - с ностальгией писал Владимир Набоков. Заборщикову не дает покоя судьба родной реки Варзуги, веками кормившей рыбой жителей села.

- Нужно спасти уникальную реку Варзугу! - призвал Петр Прокопьевич. - Наши предки умели жить в согласии с природой и не причинять ей вреда. Главным занятием для поморов был рыбный промысел. Они ловили семгу на тоневых участках. После весеннего ледохода варзужане уходили промышлять рыбу на озера. Поднимались по бурлящим порогам реки Варзуги, ее притокам. А если на шестах не удавалось преодолеть порог, лодки приходилось тащить волоком. Это был огромный физический труд. Например, на Панские озера добирались почти неделю в одну сторону. За века нашими предками был исхожен и изучен весь бассейн реки Варзуги. Нарушения экологического равновесия из-за бездумного отношения к природным богатствам начались только в нынешнее время. Как сохранить наш край от разорения? - такой трудный вопрос Петр Прокопьевич задал гостям.

Над Варзугой поплыл колокольный звон. В белесых сумерках высилась над селом уже отреставрированная Успенская церковь. Мы присоединились к варзужанам, спешившим на пасхальное богослужение.

Такие поездки в заповедные уголки Кольского Заполярья смело можно назвать открытием. Вот и Дмитрий Балашов в свое время открыл для себя Беломорье, ставшее для него не только литературным пространством, но и духовным прозрением.

Встречи с Терским берегом, как правило, оставляют след в художественном сознании. Приходят в движение таинственные токи творчества, чтобы вызвать к жизни новые строки, а иногда и целый поэтический венок. Здесь становишься богаче душой.

Виктория НЕКРАСОВА.