В далеком ныне 1959 году, в декабре месяце, третьего числа был поднят флаг на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Дата, что называется, вошла в историю и отмечается как День атомного ледокольного флота России. Праздник этот, правда, неофициальный, но для моряков-атомщиков от того не менее значимый. Чтобы рассказать о том, как прожило предприятие уходящий год и какие планы строит на будущее, вчера с журналистами встретились руководители ФГУП «Атомфлот». Кстати, встреча прошла на борту самого легендарного корабля, ставшего ныне музеем.

Подводя итоги текущего года, генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша говорил и о перебазировании на судоремонтный завод «Нерпа» плавтехбазы «Лепсе», и о работе на Балтике, и о результатах летне-осенней навигации. Всем этим можно гордиться. Скажем, в нынешнем году по трассе Севморпути прошли 46 судов. А количество перевезенных грузов превысило 1,26 миллиона тонн. Кроме роста грузопотока особо следует отметить возобновление проводки караванов. Впервые по трассе прошел и танкер-газовоз с грузом сжиженного природного газа. Причем прошел за рекордные девять суток...

Впрочем, наша газета планирует подвести итоги работы «атомных» предприятий региона чуть позже. Сегодня же хочется уделить внимание виновникам и главным героям праздника - атомным ледоколам. У каждого из них своя славная биография. И цепочка поколений атомных богатырей не должна прерываться. Именно в этом году был подписан договор о строительстве нового универсального атомного ледокола. Его построят в Петербурге на Балтийском заводе.

- Ледокол действительно по многим параметрам инновационный, - отметил Вячеслав Рукша. - Он сможет преодолевать трехметровые льды. И впервые позволит начать на коммерческой основе круглогодичную навигацию по всей трассе Севморпути.

Ориентировочная его стоимость составит около 37 миллиардов рублей в нынешних ценах. Но, как говорится, один в поле не воин. И, скорее всего, уже в первом квартале будущего года должен быть объявлен конкурс на строительство еще двух таких же ледоколов. Их, повторюсь, важно запустить в серию. Чтобы при грядущем выводе из эксплуатации действующих атомоходов было кому подхватить их дело. А это не только обеспечение транзита грузов, но и будущие шельфовые проекты.

- Россия будет двигаться на шельф Арктики, - продолжил генеральный директор «Атомфлота». - И мы, по сути, элемент этой общей программы. Транзит грузов я бы все же назвал второй нашей главной задачей. А первая - готовность к обеспечению ритмичного круглогодичного вывоза углеводородного сырья с будущих нефтяных и газовых месторождений. Для этого ледокольный флот должен строиться и развиваться с опережением.

- А вы не опасаетесь, что льды скоро растают и ледоколы не потребуются? - журналисты не могли не задать уже ставший традиционным вопрос.

- Нет, точно не опасаюсь, - ответил он. - Вы заметьте: ученые люди сейчас уже говорят не о потеплении, а об изменении климата. Чувствуете разницу? Так что на нашу жизнь льда хватит.

Игорь ЯГУПОВ.