Число дорожно-транспортных происшествий в стране достигло такого уровня, что за разруливание ситуации в своих вотчинах должны взяться непосредственно главы регионов, а на местах - главы муниципальных образований. Так посчитали в правительстве РФ. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун уже приняла решение возглавить региональную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Об этом сообщил министр юстиции края Василий Плевако на очередном ее заседании, которое он в последний раз провел в качестве председателя. Впрочем, в составе комиссии главный юрист области остается.

Первым делом был рассмотрен вопрос о готовности дорожных предприятий региона к работе в зимний период, фактически давно уже в Заполярье наступивший. В ходе подготовки к нему, как доложил и. о. начальника Мурманскавтодора Виктор Козлов, за год отремонтировано 45 километров региональных дорог. Осталось до конца декабря привести в порядок мост через ручей Безымянный на трассе Кола - Серебрянские ГЭС.

Проведен также большой объем работ, направленных на повышение безопасности движения на региональных автодорогах. В частности, установлено более девяти километров оцинкованных барьерных ограждений. Для улучшения маршрутного ориентирования обновлены 13 информационных знаков. На 500 с лишним километрах дорог нанесена горизонтальная разметка. На ряде опасных поворотов появились знаки «Направление поворота», показавшие свою высокую эффективность. Их установка будет продолжена и в следующем году.

Диспетчерская служба Мурманскавтодора перешла на круглосуточный режим работы. Поддерживается связь со всеми службами оперативного взаимодействия. Под особым контролем держится движение рейсовых автобусов, особенно по таким сложным в зимнее время маршрутам, как в Туманный и Териберку.

В качестве пожелания докладчик назвал необходимость поддержки Кольского ДРСП, где износ техники доходит до 80 процентов. Два-три дня работы, и она выходит из строя. А предприятие сейчас находится в крайне затруднительном финансовом положении.

Представитель областного управления ГИБДД Андрей Шадрин отчитался о состоянии аварийности на дорогах региона за 10 месяцев текущего года и мерах, принимаемых для снижения количества ДТП. Их за данный период зарегистрировано 748. Погибли 65 человек, получили ранения свыше тысячи. При этом несколько снизилось по сравнению с прошлым годом количество ДТП с участием детей и подростков, а также наездов на пешеходов.

Зато на 17 процентов увеличилось число происшествий с участием водителей в состоянии опьянения. В отношении тех из них, кто отказался от медицинского освидетельствования, составлено 4658 дел об административных нарушениях. Забегая вперед, скажем, что в окончательном варианте протокола заседания записан пункт о необходимости создать соответствующее количество медицинских пунктов или кабинетов для освидетельствования водителей на состояние опьянения, а также муниципальных стоянок для хранения задержанных машин, приобрести автомобили-эвакуаторы.

В целом в текущем году сотрудниками областной Госавтоинспекции выявлено более 245 тысяч административных правонарушений разной степени тяжести. Основные причины ДТП со стороны водителей - выезд на полосу встречного движения, несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, несоблюдение очередности проезда. Со стороны пешеходов - переход проезжей части в неустановленном месте.

Проводилась в уходящем году и проверка состояния самих пешеходных переходов. ДТП происходили чаще всего на тех из них, где отсутствовала разметка «зебра» или дорожные знаки. Среди других недостатков, связанных с обустройством и содержанием улично-дорожной сети, значатся такие, как отсутствие ограждений, недостаточное освещение, дефекты покрытия. Всего в области выявлено 705 пешеходных переходов, имевших те или иные недостатки. На 487 из них недочеты уже устранены.

Главная и пока непреходящая головная боль мурманских водителей - пресловутые пробки. В областном центре ежегодно происходит прирост автотранспортных средств. На начало года их зарегистрировано уже 103,7 тысячи. При этом улично-дорожная сеть остается практически без изменений. С целью более тщательного изучения создавшейся проблемы инспекторы ГИБДД в Мурманске провели акцию «Город без пробок».

В ходе ее, в частности, был произведен мониторинг обращений граждан, касающихся оптимизации дорожного движения. По мнению горожан, основными причинами заторов являются перегруженность дорог, неупорядоченность остановок и стоянок транспорта, отсутствие средств информационного обеспечения (электронных табло), несоответствие остановочных комплексов общественного транспорта нормативным требованиям, низкое качество содержания улично-дорожной сети и даже одновременное начало работы предприятий и учреждений города.

Понятно, что для ликвидации заторов необходимо строить новые дороги, в том числе дороги-дублеры, реконструировать существующие перекрестки. Однако есть и предложения, не требующие значительных финансовых затрат.

Сотрудники ГИБДД считают, что для начала надо бы незамедлительно приступить к обустройству съезда с Ледокольного проезда на улицу Кооперативную, синхронизации работы железнодорожных переездов, расположенных на Портовом проезде, обустройству надземных или подземных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках Кольский - Беринга - Баумана, Кольский - Ленина - Кирова и Ленина - Воровского и организации кругового движения на пересечениях Папанина - Карла Маркса, Планерная - Радищева, Нахимова - Сафонова. А заодно принять меры для расширения проезжей части самых оживленных магистралей и вывода большегрузного автотранспорта из центра города.

Предлагается также обустроить перекрестки новыми светофорами с применением современных автоматических систем управления движением с помощью спутниковой связи, начать строительство новых и реконструкцию действующих парковок, а при возведении новых зданий одновременно планировать размещение подземных и надземных парковок, привести геометрические параметры остановочных комплексов с заездными «карманами» к предусмотренным строительными нормами.

Хватает и других предложений. Некоторые, кстати, отнюдь не новы, но для их реализации не хватает ни сил, ни средств. А иные еще неизвестно, найдут ли понимание у горожан и руководителей предприятий. Например, идея пересмотреть графики работы, то есть перенести начало трудового дня где-то на полчаса, где-то на час. Одно это позволит сделать пресловутые часы «пик» менее пиковыми. Поскольку одномоментно на дорогах будет находиться меньше транспорта - и личного, и общественного... Теоретически - да, идея выглядит соблазнительно своей простотой. Но ведь она уже широко обсуждалась в стране лет тридцать назад, более того, кое-где даже предпринимались попытки внедрить ее. Почему тогда не получилось? Неплохо бы для начала разобраться в этом.

Но в любом случае предпринимать что-то надо. Это сегодня понимают все.

Андрей ПОПОВ.